Как растет Церковь

27 февраля 2013
Вопросы миссии и катехизации на XIX Сретенских чтениях

На ежегодной научной богословской конференции студентов, аспирантов и молодых специалистов Сретенские чтения, которая состоялась в Свято-Филаретовском институте 23 февраля, традиционно много внимания уделялось вопросам православной миссии и катехизации.

Пленарное заседание открыл доклад зав. кафедрой миссиологии Белгородской православной духовной семинарии с миссионерской направленностью священника Александра Гинкеля «Миссионерские аспекты книги Апокалипсис». Основная мысль этой книги, которую часто боятся читать и понимать, – действие Промысла Божия в человеческой истории, и главное, огромной роли всей Церкви и каждого ее члена в истории спасения. Неверные мнения, распространенные в церкви по поводу этой книги, к сожалению, приводят к тому, что лишь немногие читали эту книгу, укрепляющую веру и надежду, и вдохновляющую на миссионерскую проповедь.

С докладами на секции миссиологии и катехетики выступали в основном студенты и выпускники СФИ. Первая половина секции была посвящена истории миссии и катехизации, в том числе опыту крупнейших русских миссионеров XIX века – святителя Иннокентия Московского и архиепископа Казанского и Свияжского Владимира. Участники конференции узнали также об особенностях миссионерской проповеди архимандрита Спиридона (Кислякова) в период тюремного служения (1901-1905 г.г.). Большой интерес и дискуссию вызвал доклад выпускника СФИ Игоря Власенко о сложном и противоречивом явлении контрмиссии в Русской православной церкви в конце XIX – начале XX века.

Проблемы современной миссии и катехизации обсуждались в докладах второй половины секции миссиологии и катехетики. Мария Лавренова рассказала о миссионерской деятельности приходов Тверского благочиния Тверской епархии в 1991-2011 гг. в свете решений Поместного собора Православной Российской Церкви 1917-1918 гг. Нина-Инна Ткаченко в своем докладе проанализировала проповедь покаяния в РПЦ в «переходный» период (1980-2000 гг.) на примере таких известных проповедников как прот. Александр Мень, прот. Георгий Чистяков, митрополит Сурожский Антоний, митрополит Калининградский Кирилл (ныне – патриарх). Результаты сравнительного анализа катехизической терминологии в Румынской православной церкви и Православной церкви Молдовы на современном этапе представила Елена-Алина Патракова, а Андрей Васенев рассказал о затруднениях, проблемах и путях их решения, которые существуют при вхождении современных катехуменов в церковную и личную молитву.

Обращение к традиции великих русских миссионеров, прерванной в ХХ веке из-за гонений на церковь, необходимо для возрождения миссии и катехизации в нашей церкви. Собирание современного опыта успешной православной миссии и обсуждение проблем и острых вопросов современного состояния миссии и катехизации также чрезвычайно важны в церковной жизни. Проведение подобных конференций позволяет студентам и молодым специалистам представить и обсудить результаты своих исследований, узнать о новых разработках в это сфере и расширить свой научный кругозор.

 

Мы обратились к участникам конференции с вопросом: Какие новые тенденции в миссии Русской православной церкви появились за последний год?

Священник Александр Гинкель, зав. кафедрой миссиологии Белгородской православной духовной семинарии:

Сейчас вводится обязательная миссионерская практика для всех учащихся духовных заведений Русской православной церкви. Синодальный миссионерский отдел разработал документ «Стандарт миссионерских практик», и скоро он будет принят. Причем этот документ составлен так, что его можно будет включать в систему третьего стандарта теологии, т.е. для всех семинарий. За каждой семинарией будут закреплены одна или несколько епархий, в которых студенты будут проходить практику. Всего предполагается пять видов практик, четыре из них будут на местном уровне без отрыва от обучения – это социальная, катехизическая, педагогическая и апологетическая практики; и миссионерская практика – это поездки, краткосрочные и долгосрочные. Краткосрочные – от трех до шести месяцев, и долгосрочные от года и более. Священникам нужны помощники, и трудами одной Белгородской епархии и семинарии с миссионерской направленностью невозможно обеспечить всю церковь миссионерами, поэтому вводится такая система. Оценивать результаты практик будет куратор, для каждого учебного заведения свой, а во время поездок студенты будут писать отчеты. Студент, который побывал в миссии, меняется, он становится другим. Когда его вырывают из «инкубатора» – семинарии и, что называется, «бросают» в жизнь, то сама жизнь учит его становиться взрослым, смотреть на жизнь под другим углом. Это практическая школа, которая пригодится будущим священникам.

Наталья Адаменко, преподаватель миссиологии Свято-Филаретовского института:

В последний год можно наблюдать повсеместное повышение интереса к вопросам миссии и катехизации в Русской православной церкви. На мой взгляд, это является следствием постепенного осознания всеми членами церкви миссии и катехизации как насущной необходимости для существования и роста церкви в современном секулярном обществе. Необходимо также отметить, что началась реализация на епархиальном и приходском уровне принятых Священным Синодом в декабре 2011 года общецерковных документов о катехизации. Согласно этим документам сейчас повсеместно открываются миссионерские школы и катехизические училища, в семинариях вводится миссионерская практика, проводятся епархиальные миссионерские съезды, конференции, посвященные вопросам миссии и катехизации, издаются методические пособия. Все это внушает надежду, что инерция в этих вопросах будет преодолена, и наша церковь станет церковью свидетельствующей и научающей.

Информационная служба Преображенского братства
загрузить еще