Как отметить Успение Пресвятой Богородицы

Cегодня все православные верующие празднуют Успение Пресвятой Богородицы. В этот день окончилась земная жизнь Матери Божьей. Казалось бы, почему это праздник? Что может быть радостного в смерти?
Успение прсв. Богородицы, XVI в.
Успение прсв. Богородицы, XVI в.

«Этот праздник дает нам право надеяться, что и мы, как когда-то Дева Мария, сможем войти в вечную жизнь. Успение Божьей Матери – праздник, рассказывающий нам о судьбе человека, который принят Богом, который спасен во Христе. Ведь когда мы думаем о Воскресении самого Христа, в нас нередко остается червячок сомнения: а мы-то, грешные, как? Действительно, Христос умер и воскрес. Но разве могло быть иначе? Что еще могло ожидать Христа, умирающего на кресте? Когда же мы празднуем Успение Божьей Матери, мы знаем, что она такая же, как и мы, и если она чадо Божье, то и мы – чада Божьи: по благодати, а не по естеству, как Христос. И если она принимается в вечную Славу, то это может напрямую относиться и к каждому из нас», – рассказывает в интервью «МИР 24» ректор Свято-Филаретовского православно-христианского института, священник Георгий Кочетков.

«Благодаря Царице Небесной у каждого из нас есть великая надежда. Пред нами открывается перспектива новой жизни: не зияющий гроб, не черная могила, а Свет Жизни вечной», – говорит священник.

Человек, умирая на земле, может и умереть вовсе – лечь и более не встать. И тогда не для него будет последний глас, возвещающий о завершении человеческой истории и всего старого мира. Ведь мы ожидаем Нового Мира, Нового Неба и Новой Земли, где ничто неправое, неправедное не обитает, где нет «ни болезней, ни печали, ни воздыхания, лишь Жизнь бесконечная».

«Как человек жил – во многом определяет и то, как он умрет, – говорит священник. – Нам очень трудно говорить об этом, мы это лишь чувствуем. Но мы всё же и знаем, что здесь нет своей «бухгалтерии», нет прямого соответствия, потому что есть же еще милость Божья и потому, что в самих людях есть возможность изменения пути: человеку еще на земле открыт путь покаяния. Это откровение заставляет нас заботиться не только о своей жизни, но и обо всех тех людях, которыми мы хоть немного дорожим. А таких людей в жизни каждого не так мало, хотя, увы, и не так много».

«Нам надо вновь обратиться к тайне жизни и смерти – изначальной тайне, тревожащей, беспокоящей и зовущей к себе человека. Мы так мало знаем о вечной Жизни и о Божьей вечной памяти, в которой сохраняется человек даже тогда, когда, кажется, он уже лежит во гробе и надеяться не на что. Здесь праздник Успения для нас – тонкий луч Света, того самого, который не может быть объят тьмой, не может быть поглощен мраком», – говорит отец Георгий Кочетков.

Церковь не сразу это осознала. Прошли века, прежде чем праздник Успения был установлен, половина тысячелетия жизни церкви! Христиане долго всматривались в путь Божьей Матери и увидели в нем некую духовную норму, высшую планку, до которой должен дотягиваться на земле каждый верный. Причем поразительно, что эту планку устанавливает на земле женщина – Дева Мария. Именно Ее церковь прославляет как «достойнейшую херувимов и несравненно славнейшую серафимов», имея в виду ее путь, ее жизнь, но еще больше – ее успение. В этом явно отражается ее вечная судьба и призвание.

И каждый человек, по словам священника Георгия Кочеткова, должен знать свое призвание, свой путь: c чего он начинается, как и куда по нему идти и чем он на земле завершается. Он должен знать и то, как продолжить свой путь за пределами земной смерти. Мы часто боимся ее, часто оглядываемся назад. И даже святые люди иногда говорили: «memento mori» – «помни о смерти». Но это еще языческий принцип, скорее лишь дисциплинирующий, но ничего нам как христианам не открывающий. Да, он может подавить темные инстинкты в человеке, но лишь через страх, то есть силами мира сего. Христианский же принцип иной: помни о Жизни, о Жизни вечной, которая начинается тогда, когда начинается наш путь к Богу.

«Можно обрести благодать Жизни вечной, еще живя на земле, и можно, еще живя на земле, ее потерять. В этом наша огромная ответственность за свою жизнь и огромная ценность всей нашей земной жизни. Поэтому мы не можем позволить себе впустую терять время, хоть один день или час, даже если в этот час мы ничего плохого, напрямую греховного еще не делаем, – сказал отец Георгий. – Путь Божьей Матери напоминает нам о том, что и человек может быть благодатным. И каждый из нас призван стать источником благодати, а не зла. Это удивительное свойство человека – не только поглощать благодать, но и раздавать ее!»

Татьяна Трофимова

 

www.mir24.tv

загрузить еще