К 40-летию со дня кончины о. Тавриона (Батозского) (10 августа 1898 г. – 13 августа 1978, Рига). Публикуется впервые
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Народ: Аминь.
Вот и опять, братья и сёстры, в этот вечер пред праздником воскресного дня Господь нас сюда собрал, да. Сердцеведец Господь знает, с чем мы пришли сюда. Знает и то, что нам потребно, знает и то, в каких обстоятельствах каждый из нас живёт, и что нас ждёт. Поэтому слово Божие, которое мы завтра за Божественной литургией услышим, говорит так: «Что вы были тогда, в то время, без Христа, отчуждённые от общества избранного, чужды Завету обетования, не имели надежды, Вы были безбожники в мире. А теперь во Христе Иисусе вы, бывшие некогда далеко, стали близки кровью Христовою. Ибо Он есть мир наш, соделавший из обоих одно и разрушивший стоящую посреди преграду» (Еф 2:12–14).
О чём это говорит?
Христос – мир наш. Вы прекрасно знаете, что все люди говорят о мире, что всё возможно сделать на международных <встречах>. Всё говорят: государства с государствами стремятся найти те или другие возможности, чтобы утвердить, найти основание для мира. А вот видите, слово Божие говорит, что «Христос есть мир наш, соделавший из обоих одно и разрушивший стоящую посреди преграду». Так вот, Христос есть мир наш! А почему мы это узнаём? И почему именно так?
А вот видите: Христос мир этот принёс нам, в существо нашей природы. Как жить? Ведь человек, нарушая волю Божию, нарушил гармонию собственной своей жизни, у него стали неправильные отношения внутри самого себя и с людьми. Отчего это?
Тому причина – грех.
Так вот, Господь пришёл уничтожить этот грех и человеку дать могущественные силы, чтобы он воспрянул от греха и возымел возможности высокодуховно. благодатно преуспевать и выразить, и выполнить то, что он есть. Поэтому Христос Спаситель взял на себя великий подвиг, и ту вражду, которая посеяла грех посреди людей, Он уничтожил.
Вот как говорит апостол Павел: «А теперь во Христе Иисусе вы, которые были некогда далеко, стали близки кровью Христовой» – через искупление Христа. «Ибо Он есть мир наш, соделавший из обоих одно и разрушивший стоящую посреди преграду».
Итак, говорит он: «Дабы из двух создать в Себе Самом одного нового человека, устрояя мир» (Еф 2:15). Сам Себе Господь из двух создал одного человека, Сам Собою устрояя мир. А поэтому, для того, чтобы человеку найти мир внутри самого себя, и вокруг него был бы мир, он должен <пережить> эту великую тайну, он должен осознать сам в себе: кто ты такой? Вот видите: кто ты такой? Ибо ты такой, которого Господь так прекрасно создал. Потому что, ведь как Он ещё прекраснее тебя восстановляет, и какими великими средствами – Божественной Своей любовью! Он возлюбил тебя так, как Евангелие говорит: что не пожалел Он отдать Своего Божественного Сына, «дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную (Ин 3:16)». Вот действие благодати Божией! Вот именно каким фактом любви Божией Господь восстановляет, воссозидает человека.
Способны ли мы, человеки, почувствовать эту любовь? Потребна ли Ему эта любовь? Да, потребна. Евангелие много ставит нам в пример: люди совершенно безнадёжные, грешные, обращались ко Христу и, прежде чем прийти ко Христу, они справедливо смотрели на самих себя. Находили в себе собственную ценность, находили правду, находили именно любовь к Богу в природе своей души. И в то же время действительно жили и чувствовали, как они грешны, что справедливо их осуждают, справедливо их порицают.
Так, братья и сёстры, лично каждый человек в своей жизни должен обратить внимание на собственные свои состояния, почувствовать: кто ты такой? Когда ты это почувствуешь, потрудишься над собой, ты хоть чуть-чуть здесь поймёшь свою собственную природу и увидишь своё недостоинство, свою ответственность, неисправимое бессилие свое. И вот здесь ты почувствуешь особую потребность мира Христова.
Мир-то наш есть Христос! Он нас возлюбил, совершил за нас величайший подвиг: умер на Кресте, дал нам Своё Божественное Слово, окружает нас особою благодатью. Теперь: устроил и Божественную Церковь, которая своими благодатными средствами спасает нас. И мы, несмотря на то, что живём около двух тысяч лет от того момента, когда Христос умер на Кресте, мы так к нему близки, и Его Божественная Любовь так нас к себе привлекает.
Господь сказал, идя на Крест: «Тогда, когда Меня вознесут, когда Меня распнут, Я всех привлеку к Себе» (Ин 12:32). Это были не просто слова, это действие Благодати Божией таково, которое по настоящее время над каждым из нас действует.
Пусть и каждый себя хорошенько спросит: ты ли спасаешься, или благодать Божия тебя спасает? То случайно было? Были у тебя обстоятельства, которые обнаружили твоё нехорошее состояние. Ведь эти обстоятельства и дали почувствовать тебе то, как тяжко жить тебе без веры. Теперь чувствуешь ты ответственность свою! Как же это так? Ведь ты устроял свою жизнь по собственной воле, а теперь приходится по необходимости тебе осознавать всё и чувствовать ответственность. Вот это всё есть проявление той благодати Божией, о которой Господь и сказал: «Тогда, когда Я буду вознесён от земли, Я всех привлеку к Себе».
И вот, благодать Божия привлекает нас. Не будем ей противиться! А тем паче в настоящий день, когда мы живём в таких особых обстоятельствах, где каждый свидетельствуй о том, как жить надо по вере, и что из себя представляет жизнь без веры.
Откуда черпать веру? Из Слова Божия! Мы имеем прекрасную возможность его читать и в нем разбираться. Так вот, будем черпать силу веры из Священного Писания, просвещать своё сознание, просвещать свою совесть и быть верными учениками Христа Спасителя.
А теперь, в эти благодатные минуты вместе со всеми братьями и сёстрами станем и послужим и, благоговейно выполняя свое предназначение, будем вместе с нашими братьями и сёстрами, всеми, кто есть в мире, вместе с ними, будем прославлять и восхвалять Господа, воспевая псалом: «Хвалите имя Господне»…
6 декабря 1975. Слово на Всенощной.
Подготовили Анна Лепехина, Александр Копировский и Мария Беляева