Как нам сойти с советского маршрута?

18 июля 2017
В Свято-Филаретовском институте состоялась встреча братства «Сретение» и историко-культурного центра «Белое Дело» с доктором философских наук Игорем Чубайсом
Гость братства «Сретение» Игорь Чубайс и ведущие встречи – председатель просветительского братства «Сретение» Дмитрий Гасак и представитель Мемориально-просветительского и историко-культурного центра «Белое Дело» Андрей Грищенко
Гость братства «Сретение» Игорь Чубайс и ведущие встречи – председатель просветительского братства «Сретение» Дмитрий Гасак и представитель Мемориально-просветительского и историко-культурного центра «Белое Дело» Андрей Грищенко

16 июля в Свято-Филаретовском православно-христианском институте члены просветительского братства «Сретение» и представители Мемориально-просветительского и историко-культурного центра «Белое Дело» встретились с общественным деятелем доктором философских наук Игорем Чубайсом. Участники встречи говорили о понимании российской истории, её смысла и об исторических перспективах современной России.

В нынешней историографии даже не соревнуются, а сосуществуют две официальные концепции – советская и постсоветская, считает Игорь Чубайс. Для советского взгляда главным событием XX века был Октябрь 1917 года: можно сказать, с него-то и началась настоящая история, ведущая в светлое будущее. Основные характеристики современной официальной концепции, разработка которой началась около трёх лет назад – представление о непрерывности истории и равноценности всех её страниц. «В нашей истории никаких разрывов не было. Все события и фигуры для нас одинаково дороги: был Сталин, был Пётр, был Николай – это всё наша история, её надо любить и ценить», – подытожил Игорь Борисович незамысловатую современную историософию, цель которой, по его мнению – «легализовать сталинщину». Между тем, такой подчёркнуто безоценочный взгляд противоречит самому смыслу исторической науки, убеждён он. Ведь история связана с осмыслением и оценкой своего прошлого, с пониманием того, что для народа является предметом гордости, а что – предметом стыда.

Единственный акцент, который допускает современный официальный подход на этом ровном историческом небосклоне, – победа нашего народа в Великой отечественной войне, которую следует понимать как главное событие не только XX века, но и едва ли не всех времён. Эта оценка тоже антиисторична, считает Игорь Чубайс, поскольку построена на уничтожении архивов и замалчивании фактов – таких как роль СССР в развязывании Второй мировой, количество жертв, по последним оценкам доходящее до 42 миллионов человек, и других. По мнению Игоря Борисовича, один из важнейших источников для понимания истории Отечественной войны – книга Николая Никулина «Воспоминания о войне». Полифония и конкуренция исторических интерпретаций нужна, считает он, но при условии честного рассмотрения фактов.

«Нельзя понять историю России, не понимая, что в 1917 году в ней произошёл разрыв, – убеждён Игорь Чубайс. – Советский Союз и Россия – два совершенно разных государства. Вся наша история до 1917 года – это история великого созидания, история гордости, а история после 1917 года – это русская катастрофа, из которой мы не вышли до сих пор». Он напомнил слова Александра Солженицына о том, что Советский Союз соотносится с Россией как убийца с убитым, и собственную оценку Ленина, согласно которой, Россия была «завоёвана большевиками».

Рассматривая историю СССР как историю сопротивления российского народа большевизму, Игорь Чубайс считает, что продолжение Россией своего нормального исторического маршрута требует «возвращения» на исходные позиции – к Февралю 1917 года. Для этого «нужен “русский нюрнберг”, суд над советчиной. Нужно дать правовую оценку тому, что было, и вернуться в ту точку, когда началась катастрофа – к разгону Учредительного собрания». По его мнению, несмотря на кажущуюся безнадёжность, запрос на адекватную оценку событий 1917 года в обществе существует.

При сходных оценках многих исторических событий XX века, вопрос о глубинных причинах русской катастрофы и возможном пути «возвращения на маршрут» вызвал дискуссию.

Смысл Февраля Игорь Чубайс видит в «переходе от религиозной легитимации власти к гражданской». Вместе с тем, глубинные причины срыва, произошедшего в 1917 году, он связывает с религиозным кризисом, начавшемся в конце XIX века, о котором Достоевский сказал: «Если Бога нет, то всё дозволено».

«Хотя причиной катастрофы, по вашей концепции, стала потеря веры, ставя вопрос о возвращении “в исходную точку”, вы говорите не о возрождении веры, а о созыве Учредительного собрания», – указала на одно из противоречий предложенного историософского взгляда секретарь СФИ Юлия Балакшина, добавив, что «отдельного разговора заслуживает вопрос о том, какого качества была эта вера, какой она была у интеллигенции, у народа, была ли эта вера была по-настоящему христианской, просвещённой – или только языческим двоеверием».

«Если верить Фёдору Михайловичу Достоевскому, чьё пророчество, как мы видим, исполнилось, то он говорил о духовном характере того, что произойдёт с нашей страной, о том, что страну и народ захватят бесы – некая иррациональная сила, которая разметает и уничтожит и государственные институты, и право, и мораль, что она и сделала, – сказала проректор СФИ Марина Наумова. – Но если это иррациональная духовная сила, то едва ли возможно сегодня неким рациональным путём выстроить созидательный процесс: собрать Учредительное собрание, исполниться здравого смысла, откуда-то взять мораль и право – и естественным образом всё восстановить. Мне кажется, поскольку нашей страной завладела духовная сила, то и исцеление может носить только духовный характер и требует изгнания этих злых духов».

Почему в 1917 году большевики победили империю, находившуюся на подъёме? – поставил вопрос председатель братства «Сретение» Дмитрий Гасак. Достаточно ли сегодня юридической переоценки советской истории для возвращения на «российский маршрут» и возможно ли вернуться к законности без усилия различения добра и зла, которое народ не сумел сделать за последние сто лет? Эти и другие вопросы обсуждались в ходе встречи.

Инициаторами встречи братства «Сретение» с Игорем Чубайсом стал Мемориально-просветительский и историко-культурный центр « Белое Дело». В разные годы гостями традиционных встреч братства «Сретение» были Никита Струве, Сергей Аверинцев, Ольга Седакова, Александр Гордон, Наталия Солженицына, Юрий Норштейн, Владимир Лукин, Андрей Звягинцев, протоиерей Алексий Уминский и другие общественные деятели, представители науки, культуры, церкви.

Священник Георгий Кочетков и Игорь Чубайс
Священник Георгий Кочетков и Игорь Чубайс

Автор: Софья Андросенко

Фото: Александр Волков

Сайт СФИ

загрузить еще