Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!
Братья и сестры, христиане!
Наступает последняя Неделя – последний воскресный день – святой Четыредесятницы. В следующее воскресенье уже празднуется Вход Господень в Иерусалим, Вербное воскресенье, входящее в череду особых дней, которые присоединяются к святой Четыредесятнице и посвящены тем воспоминаниям, которые церковная традиция предлагает всем верующим по окончании Великого поста.
Завершается святая Четыредесятница воскресеньем, посвященным памяти преподобной Марии Египетской. Ее житие всем вам хорошо известно. Вы знаете, какой подвиг она совершила, вы знаете, что она стала одним из символов той духовной высоты, которой может достичь человек благодаря своим аскетическим усилиям, благодаря самоотречению, тому, что он распинает плоть свою со всеми своими страстями и похотями – а именно это присуще каждому христианину, именно к этому призывает нас и Великий пост.
Церковь очень хорошо знает из своего многовекового опыта, что не так просто все это делается. Когда человек еще только приходит к Богу и в Церковь, на него сыплются одни дары, он радуется, веселится и думает: как замечательно можно жить, не так, как было прежде. Но вскоре он обнаруживает, что останавливаться никак нельзя, нужно трудиться во славу Божью, совершая свое служение Богу во Христе по Дару.
Святого Духа или готовясь к этому служению и воспитывая в себе навык послушания воле Божьей, исполнения всех заповедей, различения добра и зла, приверженности только к добру и в словах, и в мыслях, и в делах. Здесь человек начинает ощущать, как ему не хватает этих навыков: то он побеждает всякие соблазны этого мира, то они побеждают его. Он остается верующим членом Церкви, но видит, что слова Христа: «Будьте совершенны, как Отец ваш Небесный» относятся ко всей его жизни до последнего его вздоха на земле.
Надо служить Богу всей своей жизнью, но надо и усваивать те дары, которые Бог нам дает, для чего и нужно соработничество, сотрудничество человека с Богом. Вот здесь-то нам и бывает нужна аскетическая традиция Церкви, ибо здесь мы понимаем, зачем нам поститься, почему пост для настоящего христианина не в тягость, а в радость, почему он не испытывает никаких проблем с тем, что ему не надо в это время что-то есть, что-то смотреть, куда-то ходить, что-то еще делать, может быть даже и не греховное, может быть даже и не плохое, но второстепенное, уводящее его от центра внутренней, духовной жизни. Ведь человеку не нужно распыляться. Сил у него, действительно, немного, но они у него всегда есть; если он хочет противиться греху, он всегда может это делать, он всегда может найти выход из положения, но при условии, что он не раздваивается в своих мыслях, и язык у него не раздвоенный, и дела его друг друга не отрицают.
Достичь всего этого бывает не просто. Пост, молитва, покаяние – это лучшие средства, – целомудрие, нестяжание, послушание Богу и духовно старшим в Церкви – реально старшим, а не только занимающим старшие места – все это является прямым путем к достижению этой цели. Мария Египетская так и делала: она не совершала ничего искусственного, ее никто в пустыню не посылал, ей никто не предлагал всю жизнь провести там в покаянии, – да это было бы и смешно, ведь всем было понятно, что это невозможно. И правда, то, что сделала преподобная Мария, – это невозможно для ординарного человека, но возможно Богу, а значит, и человеку, который живет в Боге и с Богом Мы часто страдаем от разного рода трудностей в своей жизни и ощущаем, что мы на пределе своих возможностей, – физических, умственных, многих других. Это не было бы такой проблемой для нас, если бы мы сразу вспоминали о Боге и давали бы Ему прямо действовать, как это делала преподобная Мария. Мы же очень часто, сталкиваясь с трудностями, не обращаемся к Богу, мы хотим сохранить все свое и Богу места не оставляем. И тогда эти трудности часто поглощают нас, они готовы нас разорить и свести с ума, ввести в черное уныние или в жестокую брань с нашими неприятелями, которая потребовала бы от нас почти того же, что делают они сами.
Как часто это происходит в жизни людей, обуянных страстями! Страсть порабощает человека – это аксиома аскетического опыта. «Чего не хочу, то делаю, а что хочу, того не делаю», – так вместе с апостолом Павлом может сказать всякий, кто подвергался искушению от той или иной страсти. Совсем неверно думают те, кто считает, что страсти обязательно доставляют человеку удовольствие. Это вначале, пока страсть только приманивает к себе, она или обещает золотые горы, или дает, действительно, какое-то наслаждение, но потом происходит прямо противоположное. Многие из вас легко меня поймут, потому что это подобно тому, как курящий или выпивающий человек ощущает свою дурную привычку: вначале бывает интересно и приятно, а потом и хочешь избавиться, да уже не можешь, ибо ты уже не сын, но раб, ты уже не с Богом и Бог не с тобой.
Человек, обуянный страстями, рабствующий им, рабствующий греху, и впрямь не может быть с Богом. Поэтому ему надо немедленно с ними разбираться и от них освобождаться, как бы трудно это ни было. А средств здесь много: кто-то просто сбежит от этого злого господина своей души, кто-то его обманет, а кто-то с ним поборется и его победит. По-разному строится христианская жизнь, поэтому в православной аскетике есть и то, и другое, и третье. В любом же случае требуется сердечная решимость и нераздвоенность, требуются целомудрие, здравомыслие и трезвенность, без которых христианская аскетика немыслима. И пусть она всегда требует жертв – это верно. Но человек, который не хочет ничем поступиться, который боится жертвовать собою и своим – не тем, что у него в жизни лишнее, а тем, что ему может быть и нужно, но что иногда надо отдать ради большего, – такой человек, не способный к настоящим жертвам, не сможет одолеть свои страсти, он так и будет в когтях противника.
Мы должны, дорогие братья и сестры, высоко ценить нашу церковную аскетическую традицию. Какими бы легендарными ни казались нам чудеса, да и сами жития преподобных святых, за ними, как правило, стоит особый урок жизни, который должен вдохновлять нас буквально на то, чтобы двигать горами по своей вере, и надежде, и любви. Христианин, который боится вступить на столь узкий путь, этого сделать не сможет. Пока мы не поймем, что все христианство есть хождение по водам, которые держат нас лишь до тех пор, пока мы не усомнимся, – мы не сможем идти вперед; и даже встав на христианский путь, мы не сможем достичь Небесного Царства, не сможем исполнить то, что Господь заповедал нам. А Он не однажды – не однажды! – говорил Своим ученикам: что невозможно людям, то возможно Богу. Кажется, невозможно человеку не надеяться на свое материальное состояние, ему невозможно быть свободным от чисто земных семейных уз, невозможно исполнить все Божьи заповеди, невозможно, став Христовым, свою плоть распять со страстями и похотями, невозможно взять на себя свой крест – да еще много чего невозможно. В конце концов, вся наша вера невозможна без дерзновения, без того же хождения по водам. Вера в Воскресение Христово невозможна по одним утилитарным или рациональным соображениям. Невозможно увидеть, познать и принять полноту божества во Христе и в Святом Духе, если мы не заглянем в глубины жизни, если не предадим, не посвятим себя Христу, если не научимся до конца прощать, не научимся любить даже врагов, не научимся сдерживать свои страсти даже тогда, когда нас никто не видит со стороны или когда от них ни для кого нет видимого зла и греха.
Великий пост просветляет дух человека, показывая ему, что он силен лишь тогда, когда он не один, а в Церкви, когда он со Христом, когда он находится в постоянном духовном общении, когда духовная нищета и жажда становятся его постоянным свойством. Поэтому нам с вами, дорогие братья и сестры, надо действительно стремиться к посту как к празднику и торжеству духа: от чего мы отталкивались, готовясь к Великому посту и начиная его, к тому же мы и приходим, завершая его. Пост не может надоесть, если это настоящий пост. Пост не может быть в тягость, не может быть мрачным, а тем более зараженным раздражительностью и озлоблением, как не может он превращаться в одну лишь диету. В пост нам нужно обрести Христа – Небесного Жениха святой Церкви, но нужно помнить, что когда это произойдет, пост будет уже не нужен, ведь сказано в Евангелии: «Могут ли поститься сыны чертога брачного, когда с ними Жених».
Пусть же, дорогие братья и сестры, это просветление духа и души, это единение с самими собою, и с ближними, и с нашим Господом согреет нас в любых обстоятельствах, независимо от того, чего мы достигли или не достигли, независимо и от всех наших различий – состояния здоровья, возраста, положения, человеческих способностей, талантов и даров. Пусть каждый знает, что Бог ни одному из Своих чад никогда не даст искушения сверх сил и что «все возможно верующему». Пусть никто не падает под ударами искушающих его и нас обстоятельств и соблазнов и пусть никто, взявшись за плуг, не оборачивается назад, но идет вперед – «к почести вышнего звания Божьего во Христе Иисусе».
Мы часто не можем внешне повторить подвигов древних святых, но этого от нас сейчас и не требуется. Требуется же от нас верность Богу и Церкви, умение пойти путем освобождения и принять в свое сердце Дух Любви и Свободы как Дух Христов – но при этом от нас еще требуется различать подлинную Любовь и Свободу от обманок разного рода. И пусть каждый из нас даже немного и пожалеет, когда надо будет заканчивать этот Великий пост, тогда пусть каждый скажет себе: «Я еще не все сделал, но, если Богу будет угодно и я доживу до следующего Великого поста, то постараюсь провести это время еще лучше, вдохновеннее, чище, светлее, выше и яснее».
Итак, заканчивается святая Четыредесятница. Как вы помните, она продолжится лишь до пятницы наступающей седмицы. Потом начнутся особые дни: Лазарева Суббота, Вход Господень в Иерусалим и Страстная седмица, апогей которой наступит в Великую пятницу – Пасху Крестную, а завершение – на Пасху Воскресную.
Давайте же, дорогие братья и сестры, не будем терять оставшихся дней поста впустую! Постараемся не ослабеть сами и постараемся помочь тем, кто, может быть, в чем-то сбился с пути, или где-то согрешил, или скорбит и унывает, или не слишком обращает внимание на свою внутреннюю духовную жизнь, предаваясь жизни чисто внешней – на работе, дома, в обществе, проводя время в развлечениях и удовольствиях. Постараемся глубже прозреть ту норму духовной жизни, которую установил нам Сам Господь, и постараемся помочь нашим ближним в том же самом. Тогда Царство Небесное к нам непременно приблизится, а мы – к нему; тогда мы увидим, что наша жизнь действительно становится благодатным путем, чтобы в полноте раскрыться в конечный День, в откровении самого Небесного Царства, при встрече каждого члена Церкви с Самим Христом.
Не потеряем же, дорогие братья и сестры, этих даров! Пусть никакие страхи не владеют нами, никакие препятствия не кажутся нам непреодолимыми, а сердце наше пусть благодарит Бога за все!
Аминь.