Один из самых актуальных вопросов – об увековечивании памяти всех пострадавших за веру в годы безбожной власти – особенную остроту получил в 2017 году, когда столетие революции в России вспоминали в самым разном контексте: кто-то как величайшую катастрофу, кто-то как величайшее достижение. Позиция церкви в этом вопросе, казалось бы, будет вполне однозначной: еще в феврале 2017 года патриарх Кирилл назвал революцию 1917 года «великим преступлением». Однако в церковной среде не все умеют делать выводы не только из истории святости и противостояния злу, но и из многочисленных случаев отступничества, тяжелых компромиссов с властью и т.п. Одни в результате огульно очерняют церковь, другие оправдывают очевидное зло.
В такой ситуации важным становится не только продолжение исследований жизни пострадавших за веру, но и создание мемориалов, памятников, выставок с тем, чтобы подвиг новомучеников и исповедников стал известен как можно большему количеству людей, как верующих, так и неверующих. Ведущий секции «Увековечивание памяти новомучеников и исповедников Церкви Русской и всех пострадавших в годы гонений» протоиерей Кирилл Каледа, настоятель храма во имя святых новомучеников и исповедников Российских на Бутовском полигоне, председатель Комиссия по исследованию подвига новомучеников и исповедников и увековечиванию памяти почивших священнослужителей Московской городской епархии рассказал об усилиях в этом направлении, которые предпринимает Московская городская епархия: подготовлен синодик священнослужителей московской епархии (как выяснилось, в 161 храме Москвы служили новомученики и исповедники Церкви Русской), в планах – установка памятных досок на храмах, издание сборников, содержащих краткую справку о новомученике и храме, в котором он служил, и публикация житий святых. Также в 2018 году памятными мероприятиями планируется обозначить еще один трагический юбилей – 100-летие гонений на верующих. Он отметил, что в Московской городской епархии только недавно была создана Комиссия по исследованию подвига новомучеников и исповедников и увековечиванию памяти почивших священнослужителей, поэтому пока не разработаны планы по созданию выставок, каких-либо интерактивных проектов, целью которых будет широкое информирование москвичей о пострадавших за веру.На секции с докладами о проектах по увековечению памяти новомучеников выступили Игорь Гарькавый, директор Мемориального центра «Бутово», член Церковно-общественного совета при Патриархе Московском и всея Руси по увековечению памяти новомучеников и исповедников Церкви Русской («"Сад памяти" на Бутовском полигоне – крупнейший церковно-общественный мемориал жертвам массовых операций 1937-1939 гг.); Мария Ларичкина, экскурсовод общественной организации «Совесть» (Северодвинск) («Молитва и память об узниках "Ягринлага"); протоиерей Владимир Теплов, благочинный Алатырского округа Алатырской епархии, глава православного благотворительного фонда Алатырь («Проект мемориального комплекса на месте массовых захоронений под Первомайским (Чувашия)»); Кира Аристова, к.ист.н., доцент Пензенского государственного университета («Проекты Пензенской епархии по осмыслению начала антицерковных гонений 1918 г.) и др.
Одним из самых ярких выступлений стал доклад «Церковное участие в мемориализации крупнейшего захоронения жертв политических репрессий в Северо-Западном регионе – "Левашовской пустыни"» Анатолия Разумова, составителя книги памяти жертв сталинских репрессий «Ленинградский мартиролог» и базы данных «Возвращенные имена», одного из создателей и историка мемориала «Левашовская пустошь (Санкт-Петербург). Выступление дополнила его содокладчица Анастасия Наконечная, член Свято-Петровского братства, инициировавшего установку в Левашово первого в России памятника членам православных братств, пострадавшим и убиенным в годы гонений. Анастасия Наконечная кратко рассказала об установке памятника и напомнила, что в этом году 1 февраля впервые отмечается День православных братств, приуроченный к 100-летию с призыва патриарха Тихона (Беллавина) создавать духовные союзы, братства для защиты церкви.
Дарья Макеева
Фото Евгения Гурко, Бориса Левицкого
* XXVI Международные Рождественские образовательные чтения завершились 26 января в Москве. В этом году в Чтениях приняли участие свыше 15 тысяч участников из России, Белоруссии, Украины, Молдавии, Грузии, Греции, Латвии, Эстонии, Казахстана, Таджикистана, Киргизии, Азербайджана, Узбекистана, Великобритании, Германии, Канады, Франции. Традиционно в ходе Чтений затрагиваются не только вопросы образования, обучения, воспитания, но и множество других направлений, которые развивают синодальные отделы Русской православной церкви, приглашая к дискуссии широкий круг церковных специалистов, представителей государственной власти и общественных организаций. Всего на Рождественских чтениях было 16 направлений, в рамках каждого из которых проводились секции, круглые столы, конференции, мастер-классы и т.п.