Как изучать и преподавать церковное искусство

Свой опыт обобщил профессор СФИ Александр Копировский в новой монографии

Презентация монографии Александра Копировского,  профессора Свято-Филаретовского православно-христианского института (СФИ)  «Церковное искусство. Изучение и преподавание» состоялась 19 января в Российской государственной библиотеке искусств.

Как изучать язык церковного искусства? С чем связан парадокс «обмирщения» храмовой архитектуры и живописи? Что главное в восприятии церковного искусства: созерцание или анализ? Можно ли считать церковное искусство частью светского? Как представляют себе современные студенты храм XXI века? Эти и другие вопросы, сформулированные в пресс-релизе, рассматриваются в монографии. В книге систематизированы исторические и современные подходы к преподаванию церковного искусства, даны практические рекомендации по работе со студентами на основании многолетнего опыта преподавания автора в СФИ, где, по его словам, читается самый большой курс церковного искусства – на него выделено 144 академических часа.

Автор книги рассказал, что к преподаванию церковного искусства его побудил епископ  Кирилл (Гундяев), будущий Патриарх. Именно он призвал в начале 80-х гг. молодого сотрудника Музея древнерусского искусства им. Андрея Рублева преподавать церковную археологию в Ленинградской духовной академии, которую возглавлял. Ректор поставил преподавателю задачу: создать новый курс на уровне современной западной науки. «Это было рискованно, в том числе – и для него», – вспоминал Александр Копировский, но с этого курса и началась многолетняя преподавательская работа, которая отражена в новой книге.

Он вспомнил также огромные очереди желавших попасть на экскурсию в Музей Рублева в 70-80-х гг. – люди интересовались церковным искусством, которое приоткрывало путь к недоступному  тогда Евангелию. Но в большинстве случаев это искусство показывали только как эстетический феномен, разбирали его «анатомически», «тайна его исчезала». Сейчас ситуация изменилась, уже нет такого накала интереса к церковному искусству, однако оно «непонятно все равно» не только светским, но и церковным людям, и нужно учиться его показывать.

Как этому научить? Автор уверен, что традиционный путь – преподавание краткой истории искусства, «понемножку обо всем»– это профанация. Его опыт иной: «Немного, но глубоко»; «поделиться сомнениями, размышлениями, побудить студента искать самостоятельно»; помочь ощутить через церковное искусство «близость небесных сил». Кому адресован этот опыт? Не только мирянам-студентам. Важно, чтобы в церковном искусстве разбирались, в первую очередь, священники, которые занимаются обустройством новых и восстановлением старых храмов, ведь часто критерием их выбора становится «иконостас повыше, икон побольше», «мы сами как-нибудь» – в результате храмы насыщаются совершено «разноплановой средой»,  что печалит профессора Копировского.

«Суть подхода Александра Михайловича – диалог как основа образности. Вся книга диалогична: это диалог иконы и молящегося, науки и искусства, эстетического и богословского подходов и диалог автора с предшественниками, очень деликатный, но  с твердо выраженной позицией», – сказала Ирина Бусева-Давыдова, доктор искусствоведения, член-корреспондент Академии художеств РФ. Она обратила внимание на несколько «авторских находок». Это, например, фундаментальное представление о «храме как синтезе искусств: это единственное место, где произведения разных эпох и стилей живут вместе и воспринимаются как единое целое». Книга Александра Копировского помогает «понять суть этого синтеза, полноту православной культуры». Она приветствовала также развитие автором иконографического метода Н.В. Покровского: «У него (метода – ред.) огромное будущее, а его давно сбросили со счетов».

Ирина Языкова, кандидат культурологии, заведующая кафедрой христианской культуры Библейско-богословского института св. ап. Андрея отметила, что каждое поколение привносит в церковь что-то новое, и книга профессора СФИ важна для тех, кто работает в области современного церковного искусства. Особенность издания – в том, что автор не стремится написать «Краткую историю всего», а погружает читателя в мир церковного искусства, «как опытный преподаватель научает его чувствовать, ощущать нутром это искусство, дает ключи к пониманию», считает Ирина Языкова. Особую актуальность книге придает тревога за некоторые произведения современного церковного искусства, которые или были уничтожены (как иконостас Серафимовского придела Троицкого собора в Пскове, написанный архимандритом Зиноном (Теодором)), или находятся под угрозой (как иконостас надвратного храма Андреевского монастыря в Москве, созданный Ириной Зарон и Сергеем Антоновым) – это происходит из-за непонимания сути церковного искусства, убеждена Ирина Языкова.

Протоиерей Георгий Мартынов,  куратор патриаршего музея церковного искусства при храме Христа Спасителя, поблагодарил автора за книгу, которая представляет особую ценность для подготовки иконописцев. «Ваша книга должна быть во всех вузах – художественных, педагогических и других», – выразила свое мнение доктор искусствоведения Светлана Степанова (ГТГ), которая говорила о насущной необходимости «обретения новых методологических принципов изучения церковного искусства».

Юлия Зайцева


www.blagovest-info.ru


Фото Максима Соболева

загрузить еще