Как «Демон сидящий» стал «Большевиком»

25 марта 2016
Художники многое предвидели, предчувствовали и описали еще в конце XIX – самом начале XX вв.
Елена Ширяева
Елена Ширяева

В марте Свято-Екатерининское братство (г. Екатеринбург) начало серию встреч, посвященных февральской революции 1917 г, 100-летие которой готовится отметить Россия в 2017 г. На первой встрече обсуждалась ситуация в России накануне революции: политическая, экономическая, культурная и церковная.

Необычный подход к осмыслению революции продемонстрировала в своем докладе культуролог Елена Ширяева, которая рассказала о том, как изображали жизнь и настроения разных слоев российского общества художники. Оказалось, что художники многое предвидели, предчувствовали и описали еще в конце XIX –– самом начале XX вв. Казалось бы, какое отношение имеют к революции такие известные нам работы, как, например, «Купание лошади» Валентина Серова, или «Юная декадентка» Рамона Касаса, или «Пахарь Л.Н. Толстой на пашне» и «Какой простор» Ильи Репина, или «Демон сидящий» Михаила Врубеля и так далее? Но именно в них художники показывали, чем и как живет Россия, чем больна, чего ждет, о чем мечтает.

Купание лошади. В. Серов. 1905 г.
Купание лошади. В. Серов. 1905 г.
Юная декадантка. Р. Касас. 1899 г.
Юная декадантка. Р. Касас. 1899 г.
Пахарь Л.Н. Толстой на пашне. И. Репин. 1877 г.
Пахарь Л.Н. Толстой на пашне. И. Репин. 1877 г.
Какой простор. И. Репин. 1903 г.
Какой простор. И. Репин. 1903 г.
Демон сидящий. М. Врубель. 1890 г.
Демон сидящий. М. Врубель. 1890 г.

Ярко проиллюстрировала тему революции картина Бориса Кустодиева «Большевик»: огромный черный мужик (до боли напоминающий одного «дедушку») с красным знаменем в руках заполонил собою весь свет… Люди под его ногами уже обезличены, это просто серая масса, которая течет по улицам, направляемая красным полотном… Возникло такое чувство, что тот самый «Демон сидящий» стал вот этим «Большевиком».

Большевик. Б. Кустодиев. 1919-1920 гг.
Большевик. Б. Кустодиев. 1919-1920 гг.

Разговор хочется продолжить, чтобы ответить на вопрос, чем было то, что случилось в нашей стране в 1917 году – Великой революцией, как часто называют ее в современных учебниках, или русской катастрофой и великой трагедией, как называли революцию многие ее современники.

Например, Николай Бердяев летом 1918 года пишет в своей статье «Духи русской революции»: «С Россией произошла страшная катастрофа. Она ниспала в темную бездну. И многим начинает казаться, что единая и великая Россия была лишь призраком, что не было в ней подлинной реальности»; «в России образовался особенный культ революционной святости. Культ этот имеет своих святых, свое священное предание, свои догматы. И долгое время всякое сомнение в этом священном предании, всякая критика этих догматов, всякое непочтительное отношение к этим святым вело к отлучению не только со стороны революционного общественного, но и со стороны радикального и либерального общественного мнения».

Насколько этот культ почитаем в наши дни, спустя 100 лет со дня этого события, покажет «юбилейный» 2017 год.

Мы же будем продолжать размышление, и личное, и совместно, читая современников, изучая историю, пытаясь разобраться в том, что революция насадила и прорастила в нашей стране, в каждом из нас

Одна из участников встречи сказала, что она долго размышляла, что же все-таки дала лично ей эта революция, а что отняла безвозвратно и навсегда? Последнего оказалось гораздо больше…

Елена Каштанова
Фото Ирины Мельниковой
Подборка картин – Елена Ширяевой
загрузить еще