5 августа 2013 года в своем доме в Пскове был убит широко известный священник Русской православной церкви Павел Адельгейм. Накануне первой годовщины трагедии, 4 августа, в Городском культурном центре Пскова состоялась посвященная ему конференция – Первые Адельгеймовские чтения. Тема конференции: «Исповедничество в церкви и в служении отца Павла Адельгейма».
Исповедничество, то есть открытое свидетельство о своей вере перед лицом ее врагов, несмотря на угрозы и даже пытки, сопутствует всей истории церкви. Широко распространенное в первые века христианства, оно продолжалось и в эпоху признания его государством. Известны имена святых исповедников Павла (IV в.), Максима (VII в.), Василия (VIII в.), пострадавших от христианских императоров, которые стремились насилием добиться единства веры всех своих подданных.
До ХХ века в Русской церкви не было святых этого чина (едва ли не единственное исключение – святой XVIII века Иоанн Русский, который пострадал за веру в плену у турок, принуждавших его перейти в ислам). Но после 1917 года тысячи христиан в России, вынуждаемых к отказу от веры и переходу в атеизм, или преследуемых за нее прямо или косвенно, стали исповедниками. Часто их стояние за веру было молчаливым, но нередко оно становилось открытым, что приводило новых исповедников к моральным и физическим страданиям.
К числу таких людей принадлежал и священник Павел Адельгейм. В его исповедничестве словно совместились различные пласты предания. О. Павел пострадал вначале от безбожной власти, а в последние годы жизни – от «лжебратьев», обвинявших его то в ересях, то в противлении иерархии.
После приветствия участников конференции ее сопредседателями Виктором Яковлевым (Псков) и проф. свящ. Георгием Кочетковым (Москва), и общего пения молитвы «Царю Небесный», были показаны фрагменты телепрограммы Владимира Шаронова (Калининград) «Диалоги о вере, Церкви и людях» с участием о. Павла Адельгейма.
Затем прозвучал ряд докладов. В первом московский юрист Николай Пятницкий напомнил о том, что о. Павел был вдохновлен опытом христианской жизни, которую увидел в окружении старца Севастиана Карагандинского (в 2000 году причислен к лику святых), и отметил сходство опыта о. Севастиана с первохристианскими общинами. О расширительном понимании общины, в которую таинственным образом включаются все, с кем соприкасался о. Павел, даже его враги, говорил петербургский кинорежиссер Максим Якубсон, автор фильма «Один день отца Павла». Затем петербургские священники Константин Костромин и Димитрий Дмитриев размышляли о специфике исповедничества ХХI века, которое становится уже не исключением и уделом духовных гигантов, а формой идентичности любого христианина. Профессор СФИ Александр Копировский подчеркнул, что суть исповедничества, которую столь ярко представил в своей жизни о. Павел Адельгейм, – преобладание в исповеднике прежде всего Христовой любви, а не силы, воли, знаний, убежденности и даже веры. Некоторые из гостей конференции долго не хотели соглашаться с этим, и лишь знаменитые строки апостола Павла «Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я – медь звенящая или кимвал звучащий» (1 Кор 13:1) положили конец полемике. Подвела итог первой половине конференции Светлана Чукавина, автор выставки «Свидетель: священник Павел Адельгейм», представленной Культурно-просветительским фондом «Преображение». Она отметила, что опыт борьбы о. Павла за церковь ярко выразился в том, что, несмотря на хорошо известные ему острые церковные проблемы и даже прямые гонения на него, он из нее не ушел и никогда не призывал к этому других.
После перерыва эта проблема возникла вновь в выступлении профессора Елены Волковой, рассказавшей о московской секции Чтений, отдельные участники которой считали, что выход о. Павла из РПЦ избавил бы его от многих проблем и позволил бы более широко раскрыть талант пастыря. В ответе на это священник Георгий Кочетков напомнил, что все общества и отдельные люди, уходившие из своей церкви, растворялись в истории и никогда не могли создать ничего значительного.
Затем с особой силой на конференции зазвучала тема пастырства о. Павла, которую с трогательной искренностью и открытостью представил пожилой протоиерей из Подмосковья о. Сергий Ганьковский. Будучи духовным сыном о. Павла, он построил, по его благословению, храм в своем городе. Юрист из г. Тосно Владимир Беляков, на основании работ о. Павла по канонике показал принципиальные различия в приходском уставе Собора 1917-18 гг. и современном уставе РПЦ, а псковский историк Константин Обозный, зав. кафедрой церковно-исторических дисциплин СФИ, назвал на примере о. Павла путь христианина в истории путем свидетельства.
Организатор конференции, заслуженный артист РФ Виктор Яковлев, представил яркий доклад о значении поэзии в служении о. Павла, который не только сам писал стихи, но мог вставить строки из поэмы А.К. Толстого «Иоанн Дамаскин» в чин отпевания, а выходя причащать своих прихожан, подняв потир, прочесть, чуть изменив, стихи Мандельштама: «Вот дароносица, как солнце золотое, повисла в воздухе – великолепный миг…» В заключение В. Яковлев прочитал стихи Пастернака о смерти и воскресении Христа, которые воспринимались в прямой связи с жизнью и смертью о. Павла: « …Я в гроб сойду / И в третий день восстану/ И как сплавляют по реке плоты/ Ко Мне на суд, как баржи каравана/ Столетья поплывут из темноты!»
После завершения докладов состоялась презентация книги петербургского психолога Анатолия Осницкого «Отец Павел и его Вера. Слово о большой любви в стихах и прозе, в воспоминаниях и документах», нового издания книги о. Павла «Своими глазами» (СФИ) и сборника материалов конференции «Равнина русская» с его выступлением.
Итоги конференции ее участники подвели на круглом столе «Уроки отца Павла».