
Воробьева Татьяна Николаевна
В опубликованном на сайте СМБ докладе А.Л. Беглова «К осмыслению феномена новомучеников и исповедников Российских» обнаружила размышления о т. наз. «жизненных практиках христиан». Вопрос, который задает и на который отвечает (по свидетельствам об опыте подвига новомучеников) автор статьи: «Что именно делалось для сохранения церковной жизни, что считалось в свете этого особенно важным, а что менее?» – остается и в современной «офисной» реальности.
Что делать, чтобы возрождать и сохранять церковную жизнь сейчас? Отвечая на этот вопрос для себя лично, я предпочла «устраниться» от научной работы, которой всю жизнь с удовольствием и небезуспешно занималась. Возможно, это было малодушно с моей стороны, но и оставаться в современном «офисном пространстве» – тоже тупиковый выбор. Есть ли альтернатива этому выбору из двух зол? Да и какое из них – все же меньшее?
Благодарю, Татьяна.
М.Л.Шепелявый: Ваш вопрос, если честно, не очень понятен. От чего-либо устраняться или, говоря другим языком отказываться, имеет смысл только если делаешь это ради чего-то другого. Офисная работа, тем более, научная работа совсем не обязательно должна прямым образом противоречить христианской жизни. Если же занимаешься офисной работой или научной работой, или отказываешься от чего-либо прямым образом не противоречащего христианской жизни просто потому, что считаешь, что это каким-то образом тебе мешает – это скорее всего подход идеологический. Подход, который отталкивается от того, что у человека возникает некоторая идея о том, что ему мешает и что противоречит его христианской жизни. И совсем другое дело, когда человек отказывается от имеющейся у него работы или, тем более, научной деятельности, потому что ему необходимы силы и время на другое. Поэтому, конечно, на подобный вопрос можно отвечать только исходя из очень конкретной ситуации.
Тут мне легче рассуждать о собственном опыте. Когда я воцерковлялся, я был владельцем агентства недвижимости. Всякий бизнес ставит перед человеком всевозможные вопросы, связанные с моралью, с этикой, совестью, даже вне зависимости от того, является ли человек христианином. Но когда я воцерковлялся, к морально-этическому плану добавились еще и другие вопросы, связанные с той верой в Бога и человека, которую я во время воцерковления так или иначе обретал. И вера в Бога и человека вела к тому, что я начал по-другому относиться к своему коллективу, который со мной работал. И многие отношения в коллективе начали меняться. Конечно, с одной стороны кто-то может сказать, что мне было легко, поскольку я был хозяином и начальником. Но должен сказать, что это было нелегко, потому что мне нужно было умудриться совместить требования бизнеса по отношению к сотрудникам и мое стремление говорить с ними о вещах сущностных – о смысле жизни человека и о Боге. И я старался это совместить. И все-таки это более-менее получалось. И это вызывало у людей желание со мной работать, потому что многие вещи для них стали более понятны, более прозрачны, более человечны. И при этом мы умудрялись это совмещать с тем, чтобы нормально работать и нормально зарабатывать. И более того, та трезвенность, которая у меня появилась во время воцерковления, привела к тому, что я смог навести порядок в агентстве недвижимости: финансовый, хозяйственный, разобраться с непроизводительной тратой времени мною и моими сотрудниками, закрыть какие-то виды деятельности, не приносившие толком доход и занимавшие много времени. И вообще оказалось, что при трезвенном христианском отношении управлять бизнесом очень даже можно и можно очень рентабельно и очень хорошо. Примером этого являются протестантские церкви, которые неплохо занимаются бизнесом.
В конце концов, я все-таки вынужден был это агентство недвижимости закрыть, распустить коллектив, хотя, когда я это делал, большая часть коллектива не хотела уходить и не хотела, чтобы я закрывал агентство. И потому, что коллектив был сложившийся и много лет работавший, но еще и потому, что изменения во взаимоотношениях между мною и сотрудниками после моего воцерковления людей не отталкивали, а наоборот, притягивали. Но в какой-то момент мне стало ясно, что сила и время человека небеспредельны, и я начал активно заниматься хозяйственными делами КПЦ «Преображение». Я просто сделал для себя выбор, что я хочу тратить свои силы и время в первую очередь на это, а не на свое агентство недвижимости. Существование агентства недвижимости входило в конфликт с моей церковной деятельностью, именно поэтому я его и закрыл. Я отлично понимал, что после того, как я навел в нем порядок, оно стало развиваться в лучшую сторону, бизнес начал расти. Передо мной стоял вопрос: либо я всерьез занимаюсь агентством недвижимости, более трезво, более здраво относясь ко всему этому. Оно растет, превращается в крупный бизнес и, как любой крупный бизнес, будет занимать человека целиком и полностью. И тогда настанет перспектива перехода на другой уровень финансовый и организационный. Стали поступать предложения от крупных партнеров, поскольку люди увидели, что я стал более адекватным и мне можно было больше доверять. Люди это мгновенно чувствуют. И вообще я убедился в том, что настоящее христианство, настоящая вера привносят в жизнь человека качество во всем: в работе, в научной деятельности, во взаимоотношениях с людьми, с сотрудниками. И вот эта трезвенность и качественность, то, что человек может делать в жизни все более качественно, эти качества для людей очень привлекательны, в том числе, в бизнесе. И поэтому совершенно очевидно было, что я в этом новом качестве имел перспективы вырасти в бизнесмена другого уровня. Я трезвенно понимал, что тогда я все меньше и меньше смогу заниматься тем, за что я взялся отвечать в братстве и в Церкви, и все больше и больше буду вынужден заниматься своим агентством недвижимости, своим бизнесом. В конце концов, может быть, вообще почти не смогу уделять времени братским делам, а только пассивно участвовать в церковной жизни. Естественно, я сделал выбор в пользу своей братской ответственности, в пользу работы в братстве, потому что я внутренне хотел целиком быть в Церкви и в братстве, чтобы вся моя жизнь была в Церкви и в братстве.
Я считаю, что такой повод для того, чтобы отказаться от работы или научной деятельности, оправдан. Тогда понятно – почему, тогда есть реальный конфликт и реальный выбор. Но оставлять что-либо и прекращать чем-либо реально заниматься, не имея при этом реально выраженной необходимости переключиться на другое, это непонятно и даже сомнительно. Имеет смысл все оставлять, если за этим следует переход к другому, а не образуется пустота. Ни в коем случае нельзя отказываться от работы, научной деятельности, от чего-либо, надеясь, что «потом, когда я освобожусь, я найду, чем это заполнить». Не стоит переключаться, за исключением крайних редких случаев, переключаться с того, что у тебя есть, в расчете на то, что потом пустота заполнится. Но, при этом, понятно, что мне очень сложно судить о Вашей конкретной ситуации, потому что я ее не знаю. Может быть, действительно у Вас в Вашей научной или рабочей деятельности был какой-то серьезный конфликт, который противоречил Вашему христианскому мировоззрению.
Уважаемые Дмитрий Сергеевич и Максим Львович!
Буду очень благодарна, если вы поможете мне разобраться, что является служением Богу для человека, выполняющего ежедневно свои обязанности на рабочем месте. Делать все точно в срок и наилучшим образом, добросовестно выполняя все требования начальников? Стараться быть слугой всем сотрудникам, клиентам? Или самое главное сохранить в любой ситуации мирный дух и готовность свидетельствовать о своем христианском призвании? Спасибо, Ирина.
«Добросовестно выполнять все требования начальника» – это очень большой вопрос. Потому что все требования без разбора выполнять можно не всегда. Могут быть требования начальника, которые противоречат здравому смыслу, противоречат совести человека, противоречат этическим нормам, противоречат его вере, противоречат христианству. И, к сожалению, такое бывает очень часто. Поэтому надо всегда смотреть и думать о том, что требует от тебя начальник, и нельзя ни в коем случае огульно все выполнять, не раздумывая. Может быть, у Вас начальник христианин, но даже в таком случае он может ошибаться.
«Стараться быть слугой всем сотрудникам и клиентам» – тоже не совсем понятно, что значит быть слугой сотрудникам и клиентам. Ведь если быть им просто слугой, то сотрудники и клиенты могут «съесть» Вас, Вашу жизнь, Ваше время без остатка, так что в Вашей жизни ничего не останется ни для Бога, ни для людей. Можно быть иногда слугой вот тем самым «ловцам человеков» – это совсем другое дело, но вряд ли сотрудники и клиенты есть те самые «ловцы человеков», апостолы. Маловероятно.
«Сохранять мирный дух» в любой ситуации надо обязательно, и мой опыт показывает, что, например, в бизнесе это очень здорово действует: когда все-таки я сохранял мирный дух во всех обстоятельствах, иногда непростых и очень тревожных, и очень спорных, во время всевозможных сделок, связанных с недвижимостью и очень большими суммами, это очень помогало. Это позволяло проходить ситуации, в которых люди находились на грани беснования. И этот мирный дух вдруг гасил это беснование, люди приходили в себя, и дальше можно было «неразрешимые» ситуации, «неразрешимые» вопросы разрешать нормально, здраво и по-человечески. Поэтому присутствие мирного духа очень важно. Тем более что мы должны быть очень милосердны к окружающим людям, потому что они зачастую не знают, что такое мирный дух – нехристиане, неверующие. И благодаря этому мирному духу, прекратить какой-то конфликт, какое-то беснование, какую-то тяжелую тупиковую ситуацию очень хорошо. И будет Вам за это честь и хвала. Если помните, «блаженны миротворцы». И, наверное, для человека, вообще для христианина, это один из самых главных в жизни, из самых необходимых принципов общения с окружающими: что бы ни происходило, что бы люди Вам ни говорили, как бы они ни действовали, – самым ужасным безобразным образом, – если мы умудряемся сохранять мир, мы имеем очень большой шанс, погасив всякое беснование, свидетельствовать людям о другом качестве жизни, иногда напрямую говоря о Христе, иногда просто давая им ощущение, что можно общаться по-другому. Можно по-другому жить, можно по-другому общаться, можно по-другому друг к другу относиться.
И может быть такое отношение к людям и к миру, к человеку вообще может быть для Вас служением, но если оно будет проявленным в значительном объеме, не на уровне бытового приличия. Потому что все люди должны, в т.ч. если они христиане, вести себя прилично, быть незлобными, нераздражительными. Если вы сможете действовать так, что это будет повседневное свидетельство мирным духом, свидетельство другим качеством жизни и другим отношением может быть, это и будет служением Богу и человеку.
Но все же жизнь показывает, что повседневная жизнь человека и выполнение его рабочих обязанностей чаще всего не может являться служением. Служением является для человека то, что делает лично он для Церкви, для Бога, для людей окружающих и при этом отлично понимает, что если он это бросит, то это не будет делать никто. Или он не знает, кто вместо него это сделает. Например, если он занимается распространением книг и знает, что если он это бросит, то сейчас заниматься этим некому, и никто не будет за него это делать, тогда это служение. А если он и еще десять человек-помощников помогают кому-то эти книжки распространять, и если они завтра это бросят, но тот, кому они помогают, все равно будет эти книжки распространять, тогда для того, кто это будет делать все равно -- это служение, а остальные – лишь помощники.
Дорогие братья, Христос воскрес! Господь дал нам задание донести истину Христову – Евангелие -- всем народам Земли. Христиане, которые трудятся в разных областях мирской деятельности, должны выражать волю Бога и в политике, и в экономике, и в культуре, а значит, и в бизнесе. Каждому христианину надо энергично трудиться, делать свое дело в «благочестии и чистоте», своим примером являть образ Божий во Христе. Но как вести себя христианину, когда он только переступает порог офиса и попадает в коллектив, где нет ни одного воцерковленного, и встречает недопонимание, а порой случаются и конфликтные ситуации? С любовью во Христе, Бутакова Галина Николаевна.
И я думаю, что, находясь в офисе, можно без всякого резонерства, без всякой навязчивости, без всякого надлома над самим собой быть проводником нормальных человеческих отношений. А если вдруг люди начинают интересоваться об основаниях, корнях твоей способности относиться ко всему по-человечески и нормально, тогда уже говорить о Христе, говорить о вере. Тогда люди будут тебе верить, потому что они сначала убедятся в том, что ты имеешь другое качество, и это качество для них уже стало привлекательным и интересным, и тогда они готовы послушать, откуда ты это берешь, из какого источника черпаешь. Мы же часто пытаемся наоборот: сначала рассказывать об источнике, ничем еще себя не проявив, не показав, что мы от них отличаемся в лучшую сторону. Поэтому я все-таки думаю, что христианину, переступив порог офиса, можно и даже нужно себя вести по-христиански. И, более того, это может быть большим вдохновением для него и для людей окружающих. Но для этого нужно иметь веру, внутреннее дерзновение, любовь к окружающим людям, какие бы они ни были, интерес к людям.
Уважаемые Дмитрий и Максим! По словам моего начальника, для успеха в работе необходимы два условия: позволять перешагивать через себя и уметь самому перешагивать через других. Можно ли считать несоблюдение этих условий христианским свидетельством о возможности иной жизни?
М.Л.Шепелявый: Вообще то, что предлагает Ваш начальник, по моему опыту, может граничить с уголовщиной. Потому что в итоге привычка перешагивать через себя и, тем более, перешагивать через других очень быстро размывает всякие границы в жизни человека настолько, что дальше он может совершенно спокойно совершать преступления. Ведь обмануть, украсть, выражаясь современным языком, «кинуть» человека – это и есть переступить через него и, в каком-то смысле, переступить через себя. Потому что начинается это все с того, что человек переступает именно через себя, через свою веру, иногда нехристианскую, а просто простую веру в то, что допустимо, а что недопустимо.
И было бы любопытно узнать, что тут конкретно имела в виду Татьяна, говоря о том, что начальник требует переступать через себя. Что имеется в виду? Когда начальник требует переступить через свои убеждения? Или переступить через свою неготовность унижаться? Но тогда надо понимать, что есть для человека унижения, т.е. что унижает, уничтожает его человеческое достоинство. И надо тогда понимать, что является его убеждениями, человеческими, христианскими. И если это понять, то отталкиваясь от этого, можно решить, надо ли соглашаться с начальником, надо ли переступать через себя, через свое человеческое достоинство и через свои убеждения.
Обычно именно те, кто легко переступает через свое человеческое достоинство и через свои человеческие, тем более христианские убеждения, легко перешагивают и через других. Еще раз хочу сказать то же самое, что говорил в предыдущем вопросе: можно показать людям, что они ошибаются, что успех в работе может и должен зависеть не от этого; что на самом-то деле можно построить дело здравым образом, не вступая в катастрофические конфликты с другими людьми. Переступить через другого человека на работе и в бизнесе требуется тогда, когда работа фактически граничит с нарушением законодательства, потому что иначе непонятно, зачем через него переступать. В противном случае с ним можно договориться о взаимовыгодном участии в этом деле. И все-таки опыт бизнеса показывает, что выстраивание системы взаимовыгодных сбалансированных отношений с партнерами чаще всего оказывается выгоднее, интереснее и целесообразнее, чем идея переступать через них. Более того, это еще и приносит человеку большие дивиденды в виде очень серьезной репутации.