«Я больше 15 имён прочесть не могу – у меня слёзы»

31 октября 2020
Россия молилась о жертвах советских репрессий
Донское кладбище. Фото: Александр Волков
Донское кладбище. Фото: Александр Волков

Традиционная акция «Молитва памяти» прошла в десятках городов 30 октября, в День памяти жертв советских репрессий. Общественные деятели, политики, писатели, актёры, режиссеры, священники, верующие и неверующие люди читали имена и вспоминали пострадавших и погибших в годы советской власти.  

Акция в этом году объединила в онлайн-трансляции площадки разных городов: Хабаровска, Нижневартовска, Екатеринбурга, Москвы, Санкт-Петербурга, Твери, Воронежа, Архангельска, Кишинёва, Праги, Йены, Сент-Пола и других. В условиях пандемии прочитать имена из списков репрессированных и своих пострадавших близких можно, присоединившись к акции в прямом эфире из своих домов.

В Москве по благословению патриарха Кирилла центральной площадкой проведения «Молитвы памяти» стал храм Христа Спасителя.

Дмитрий Гасак. Фото: Сергей Петров
Дмитрий Гасак. Фото: Сергей Петров

Дмитрий Гасак, председатель Преображенского братства:

Хотелось бы поблагодарить святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла за благословение и поддержку «Молитвы памяти» в Москве, которая совершалась сегодня и в кафедральном московском соборе – храме Христа Спасителя, и других московских храмах. Мы благодарим его святейшество за усилия по сохранению и оживлению памяти о пострадавших: о церковных людях, но и о всём нашем народе, пережившем большое-большое горе в двадцатом веке.

Священник Георгий Кочетов. Фото: www.ogkochetkov.ru
Священник Георгий Кочетов. Фото: www.ogkochetkov.ru

Священник Георгий Кочетков, попечитель Преображенского братства: 

Сегодня единственный в году день, посвященный возрождению нашей памяти. Мы живем в стране во времена великой амнезии, потери памяти и, хуже того – её искажения, сознательного и несознательного. Живём среди мифов и легенд, но не таких, которые, как это обычно бывало в истории, прославляли бы и нашу страну, и нашу церковь, каждого человека, каждый город и село, а которые наоборот всё унижают и уничтожают личность в людях.

Часто мы не знаем даже наших предков, кем были наши отцы, матери, деды, бабки, прадеды и прабабки. Кто они? Что они вложили в наши жилы, в наши гены? И чтобы восстановить разорванные связи, мы сегодня воспоминаем имена жертв советских репрессий – тех, чьи жизни были отняты.

Давайте не только сегодняшний день, но и всё время до 7 ноября – Дня русской катастрофы – проведём в посте и молитве. Каждый сам определяет форму, строгость этого поста, это дело нашей совести, решительности, зрелости. Мы будем не только молиться и поститься в эти дни, мы будем каждый день вечером зажигать свечу памяти, сегодня в 21:00, в остальные дни – в 21:30. Будем зажигать светильники и будем каждый день на одну минуту прекращать все свои дела. Остановим всю нашу текучку, текущие мысли наши, чтобы помянуть пострадавших. Все могут присоединиться к этому». 

Прот. Максим Кокорев. Фото: www.grad-petrov.ru
Прот. Максим Кокорев. Фото: www.grad-petrov.ru

Протоиерей Максим Кокарев, ректор Самарской духовной семинарии 

Сейчас очень многие с пиететом относятся к советскому прошлому, говорят о каких-то достижениях, подчёркивают победу в Великой Отечественной войне, индустриализацию и многие другие вещи. Но при этом разговор о другой стороне жизни страны, репрессиях, часто нивелируется или сводится к циничной фразе: «лес рубят – щепки летят». Но человек может так говорить только до того момента, пока это не коснется тебя лично. А у нас почти нет семей, которых это не коснулось. Такой щепкой стал мой прадед, единственная вина которого была в том, что он занимался церковным служением.

Это вопрос исторической честности и открытого восприятия всей нашей жизни. Мы должны научиться принимать и осмыслять разные сюжеты истории. Не все из них радостные и светлые, к сожалению, но и такие мы ни в коем случае не должны вытеснять из своей памяти.

Важным свидетельством покаяния будет реальное изменение и нашей церковной жизни, исправление негативных моментов, которые сложились в значительной степени в советское время. Это возрождение нормальной, открытой, честной христианской жизни, восстановление подлинной церковной жизни, подлинной общинности, начиная с приходских, монастырских общин, братств, сестричеств и всего того, что в советское время всячески загонялось в подсознание церкви. Возрождение подлинной церковной жизни и будет нашим настоящим покаянием».

А.В.Шишлов. Фото: ombudsmanspb.ru
А.В.Шишлов. Фото: ombudsmanspb.ru

Александр Шишлов, омбудсмен, уполномоченный по правам человека в Санкт-Петербурге

Корни очень многих современных проблем, которые сейчас стоят перед нашим обществом и государством, – в том, что мы не преодолели наследие прошлого, не осмыслили трагические уроки ХХ века, когда государство ни в грош не ставило человеческую жизнь, когда пренебрегалось достоинство человека, когда в обществе была государственная ложь.

Уже несколько лет существует концепция государственной политики по увековечению памяти жертв политических репрессий. Она действует далеко не так, как хотелось бы тем, кто хочет разорвать этот порочный круг, кто хочет, чтобы в нашей стране, в нашем обществе права человека, достоинство человеческой личности, высшая ценность человеческой жизни действительно уважались и признавались.

«Молитва памяти» – хотя и христианская акция, но имеет значение для всех, потому что человеческая жизнь, человеческое достоинство – это универсальная ценность. Она важна и тем, кто не верит в Бога, и тем, у кого другой бог, потому что вера в высшую ценность человеческой жизни – на мой взгляд, универсальна. Поэтому я по возможности поддерживаю эту акцию, она помогает сеять в обществе понимание важности различных точек зрения, уважения друг к другу и важности памяти.

Евгений Водолазкин. Фото: Артемий Костров / www.pravmir.ru
Евгений Водолазкин. Фото: Артемий Костров / www.pravmir.ru

Евгений Водолазкин, писатель 

Мы нынешние часто допускаем мысль, что террор наведёт порядок, что нужно повторить то время. Но мне кажется, если не пытаться спорить друг с другом, а вспомнить тот ужас, который пережили люди, те смерти и мучения, в таком случае тем, кто считает, что террор – это выход, необходимо каяться, и это должно стать вполне реальным покаянием.

Прот. Дмитрий Сазонов. Фото: Алексей Молоторенко
Прот. Дмитрий Сазонов. Фото: Алексей Молоторенко

Протоиерей Дмитрий Сазонов,  председатель Костромского церковно-исторического общества

Трагедия XX века в той или иной степени коснулась каждого россиянина, потому что каждый репрессированный имел родителей, имел близких. Сейчас мы обратимся к Творцу мира и человека – Богу и будем просить, чтобы Господь, по милости и щедротам Своим, упокоил души тех, о ком мы всегда должны помнить. Мы будем просить Бога о том, чтобы по этой молитве поминовения Он и нам дал силы прощения, покаяния, силы возвращения христианских, дорогих для сердца каждого ценностей: любви, милосердия, терпения, смирения. Пусть трагедия XX века никогда больше не повторится. И слыша об этих страшных жертвах, зная о них, пусть каждый из нас станет добрее, внимательнее к людям и милосерднее.

Андрей Ургант. Фото: www.utro-news.ru
Андрей Ургант. Фото: www.utro-news.ru

Андрей Ургант, актёр

Человеческая память - это уникальное устройство, которое работает очень хорошо при наличии совести, которую всегда надо держать наготове в остро отточенном состоянии. Иначе моментально начинаются преступления: когда всё дозволено, когда нет принципов, то начинается Владимир Ильич Ленин. И всё заканчивается тем, что брат начинает резать брата, отец – сына, сын – деда, отсюда все беды. Поэтому включайте память, включайте совесть и учите историю не по учебникам, которые переписываются в зависимости от политической ситуации, а по художественной литературе. Учебник переписать нетрудно, а вот «Войну и мир», «Евгения Онегина» переписать мудрёно – а ведь это действительно энциклопедия русской жизни: как люди жили, как воевали, как защищали Родину, что такое настоящие патриоты – не в страшном смысле этого слова, когда люди ходят под маршевую музыку, а в истинном смысле любви и преданности Отечеству. Сердце – даме, честь – никому, так говорили русские офицеры.

Мой дед, умерший до моего рождения, покинул семью, то есть Марью Петровну с четырьмя детьми, нашёл какую-то полковую жену и исчез в неизвестном направлении. Он был майором НКВД. Когда в прошлый раз я у камня читал списки, у меня перехватило дыхание и я сказал: если мой дед, которого я никогда не знал, был хоть мизинцем замазан в крови, которая тогда лилась, я прошу прощения у всей страны за мою семью, за всю, несмотря на то, что мы не пострадали. Мне бы хотелось, чтобы этого греха на моём родном дедушке не было, но я заранее прошу прощения за всех, кто принимал участие в этом ужасе.

Я больше 15 имён прочесть не могу, у меня слёзы просто идут, потому что там 18 лет, 20 лет, расстрелянные девушки, юноши, старики, дети… Не надо кидаться на колени, биться лбом на паперти церкви, кричать «простите», «прости меня, Господи» – надо внутри это пережить и просто помнить. 

Игумен Флавиан. Фото: Андрей Тихонюк
Игумен Флавиан. Фото: Андрей Тихонюк

Игумен Флавиан (Матвеев), наместник Крестовоздвиженского мужского монастыря (Екатеринбург)

Сегодня мы молились о людях, которые были невинно убиты из-за того, что власти страны, ударившиеся в коммунистический бред, решили: нам с ними не по пути, от них можно избавиться – обесчеловечить, убить, и их не будет. Мы надеемся, что между нами и теми, кто безвинно пострадал и ушёл от нас, есть связь в силу нашей веры. Мы вдохновляемся, что среди тех, за кого мы сейчас молились, чьи имена с благоговением называли, есть люди, прославленные как новомученики. Дай Бог и нам крепости душевной, чтобы устоять перед искушениями и злыми соблазнами этого мира. Перед нами не стоит предельного выбора: жизнь или смерть. Даруй нам, Господи, чтобы память, вдохновляемая любовью, передавалась из поколения в поколение, чтобы видеть перед собой вечную цель – Христа, Спасителя мира.

Прот. Кирилл Сладков. Фото: Анна Платанова
Прот. Кирилл Сладков. Фото: Анна Платанова

Протоиерей Кирилл Сладков, руководитель молодежного отдела Московской городской епархии

Я много лет занимаюсь исследованием жизни людей, пострадавших в годы гонений. Мне близки все имена, которые мы здесь вспоминаем, потому что для нас сегодня, как никогда, важно не забывать о преследовании верующих людей в XX в. Особенно актуален этот день для нашей молодёжи, ведь сегодня, воспоминая трагические страницы нашей истории, мы имеем возможность избежать подобных ошибок в будущем. Я искренне надеюсь, что эта акция будет развиваться, и мы будем ежегодно вспоминать имена и жизненные судьбы репрессированных, будем молиться об их упокоении.

Татьяна Ионова. Фото: facebook.com
Татьяна Ионова. Фото: facebook.com

Татьяна Ионова, сотрудник Государственного литературного Дома-музея Бориса Пастернака

Музей Пастернака очень благодарен, что «Молитва памяти» проходит именно здесь, для музея это очень важно. Дело памяти, этот духовный труд – долг живущих перед умершими. Мы уверены, что это было бы важно и для самого Бориса Леонидовича. Он трагически переживал вместе со всеми соотечественниками это страшное время. Он не пострадал, не был репрессирован, не был арестован, но был готов разделить судьбу своих соотечественников. Он продолжал общаться с родственниками арестованных, писал письма и телеграммы совершенно определенного содержания: о том, что не верит тому, в чём обвиняют этих людей. Он вспоминал всех, кого знал. Когда летом 1937 года по дачам в Переделкине ходили сотрудники Союза писателей с письмом, ободряющим расстрелы, которое все должны были подписать, он единственный отказался подписать письмо, аргументируя отказ тем, что, если он это сделает, то будет уже другим человеком. Он не мог предать себя. Вот это отождествление себя с жертвами, а не с гонителями было его существом, и лучше всего об этом скажет его собственное стихотворение, написанное в 1956 году, которое называется «Душа»:

Душа моя, печальница
О всех в кругу моём,
Ты стала усыпальницей
Замученных живьём.

Тела их бальзамируя,
Им посвящая стих,
Рыдающею лирою
Оплакивая их,

Ты в наше время шкурное
За совесть и за страх
Стоишь могильной урною,
Покоящей их прах.

Их муки совокупные
Тебя склонили ниц.
Ты пахнешь пылью трупною
Мертвецких и гробниц.

Душа моя, скудельница,
Всё, виденное здесь,
Перемолов, как мельница,
Ты превратила в смесь.

И дальше перемалывай
Всё бывшее со мной,
Как сорок лет без малого,
В погостный перегной.

Молитва памяти в Москве
Молитва памяти в Москве
Молитва памяти в Архангельске
Молитва памяти в Архангельске
Молитва памяти в Кишинёве
Молитва памяти в Кишинёве
Молитва памяти в Твери
Молитва памяти в Твери
Подготовили Олег Глаголев, Ирина Чумакова
загрузить еще