Вечером 28 сентября в рамках XXI международной конференции «Служение Богу и человеку в современном мире», приуроченной к 160-летию со дня рождения просветителя, богослова и основателя Крестовоздвиженского трудового братства Н.Н. Неплюева, прошло несколько тематических семинаров, организованных малыми братствами Преображенского содружества. Они были посвящены различным аспектам служения. Так, в частности, Свято-Покровское и Свято-Алексеевское братства провели семинар на тему «Диаконическое служение: новозаветные основы и современный опыт». На встрече присутствовали участники и гости конференции, в том числе прот. Павел Адельгейм.
Ведущие семинара Ольга Синицына и Светлана Сонина отметили, что в этом году Преображенское братство много размышляло о служении, сверяя свою жизнь с заповедью о любви к Богу и ближнему, стремясь понять, к чему же нас призывает Господь и как это воплощать в нашей повседневной жизни. Тема милосердия и сострадания к человеку близка каждому христианину. Но, к сожалению, здесь нас поджидает множество подмен. Собравшихся волновали ответы на такие актуальные вопросы: что называть милосердием и чем оно отличается от благотворительности? Кому и как должна помогать церковь и каждый христианин? Всякому ли просящему давать милостыню? Можно сказать, что все вопросы так или иначе сводились к одному – что же такое диаконическое служение?
Выступление студента Свято-Филаретовского института Дмитрия Сегаля касалось новозаветных оснований христианской диаконии. В Новом завете немало мест, говорящих о том, как служить ближнему. Но не всегда бывает легко разобраться в сути этого служения, так как отдельные высказывания, вырванные из контекста, могут обосновывать порой взаимоисключающие точки зрения. Впервые о диаконии как об особом роде служения милосердной любви к вдовам и сиротам упоминается в книге Деяний, причем как о служении серьезном и непременно связанном с добрым свидетельством жизни.
В ходе развернувшейся дискуссии обсуждался вопрос об отличии диаконического служения от социальной работы, которой занимается общество и государство. Основным отличием было признано особое отношение к каждому человеку как чаду Божьему, когда милость, сострадание и жалость к нему непременно сочетаются с желанием помочь человеку обрести человеческое достоинство и внутреннюю целостность, с готовностью взять на себя ответственность за этого человека. Священное писание смотрит на всех людей как на нуждающихся в духовном исцелении. Но известно, что исторически Церковь не ставила перед собой задачи помогать абсолютно всем нуждающимся.
Некоторым ответом на вопрос, кому и как помогать, стал доклад студентки Свято-Филаретовского института Александры Будановой о взглядах Н.Н. Неплюева на тот вид благотворительности, которую он называл «бессистемной» и «близорукостью сердца». Николай Николаевич во многих своих трудах отмечал, что нам больше всего бьют по нервам внешние, физические страдания другого человека, а другие, не менее мучительные страдания души и духа, не так заметны, но не менее ужасны. Дела бессистемной благотворительности – это часто дела действительно сострадательного сердца, но при этом ничего не делается для предупреждения зла, не рубится корень, из которого растет страдание. Неплюев же призывал к всецелой «организации жизни на основе добра, любви и правды».
Собравшиеся отметили, что общественное мнение проще воспринимает «бессистемную благотворительность», так как она по-человечески понятна всем, но для христианина внешнее исцеление человека должно всегда сочетаться с внутренним. Приводились свидетельства о людях, посвятивших свою жизнь милосердному служению, таких как прмц. княгиня Елизавета Федоровна, митр. Антоний (Блюм), св. Алексий Мечёв, мать Мария (Скобцова), Н.Н. Неплюев, доктор Гааз и др. Братчики свидетельствовали о своем опыте, говорили о невозможности миссии без духа милосердия, предлагали варианты шагов, которые может попытаться сделать каждый, кто желает помогать ближним.
Прот. Павел Адельгейм призвал собравшихся более четко различать понятия милосердия, как заботы о конкретном человеке здесь и сейчас, и благотворительности, как организованной социальной помощи. Приводя примеры из собственной пастырской практики, он отметил, что, к сожалению, сегодня в России священнику, в силу его бесправного положения, заниматься на приходе благотворительностью практически невозможно, остаются только дела милосердия.
Семинар получился проблемным, на многие вопросы не было получено исчерпывающих и однозначных ответов. Но он помог участникам задуматься о том, что мешает каждому из нас проявлять милосердие, ведь милость сердечная может быть только от избытка сердца, а избыток – от служения, от реального делания, решиться на которое невозможно без полного доверия к Богу.