Государственная Третьяковская галерея представляет специальный проект к 100-летию со дня гибели Великой княгини Елизаветы Федоровны

02 декабря 2017
Выставка одной картины продлится до января 2018 года

С 21 ноября 2017 года по 21 января 2018 года, при поддержке Сергиевского мемориального фонда, в Третьяковской галерее пройдёт выставка одной картины, посвященная посвящена 170-летию со дня рождения художника Виктора Михайловича Васнецова и 100-летию со дня гибели великой княгини Елизаветы Федоровны.

На выставке будет представлена, известная, хрестоматийная работа старшего из братьев-художников Васнецовых - «Сирин и Алконост. Песнь радости и печали», написанная им в 1896 году. Для полноты восприятия и раскрытия смысла произведения знаменитого полотна организаторами выставки подготовлена специальная мультимедийная программа с показом документов, эскизов, рисунков, фотографий и предметов, раскрывающих историю взаимоотношений знаменитого мастера-живописца и Святой преподобномученицы Великой княгини Елизаветы Федоровны. Память, которой ежегодно отмечается Русской Православной Церковью в день её мученической кончины - 18 июля.

Сергей Александрович был знатоком и покровителем искусства, часто общался с художниками, оказывая им поддержку. Супруга всецело поддерживала его. Личное знакомство великокняжеской четы с В.М. Васнецовым произошло в 1893 году. Живописец не раз бывал в их доме, дарил им свои рисунки и акварели, а также изготовленные по его эскизам киоты для икон. Позднее он пожертвовал Великой княгине копии некоторых своих произведений на благотворительные нужды. Виктора Михайловича и семью генерал-губернатора сближала православная вера (Васнецов происходил из глубоко верующей семьи священника), им одинаково были дороги русские народные традиции, история и традиционное народное романтическое движение в искусстве.

Позже, основав знаменитую Марфо-Мариинскую обитель и оставив светскую жизнь, Елизавета Федоровна безвозмездно передала произведения искусства из семейной коллекции крупнейшим музеям России. Так, среди картин, подаренных Третьяковской галерее, оказалось полотно «Сирин и Алконост», переданное ею в дар в 1908-м году. Интересна история произведения и символизм деталей – открывающие нам его глубокий смысл.

В 1895 году художник приступил к работе над большим полотном «Сирин и Алконост. Песнь радости и печали» (1896, ГТГ), а через год, одновременно, он приступил к работе над картиной «Птица Гамаюн». В ней чувствуется та же тревожность, предчувствие потрясений и трагедий наступающего ХХ века. Но если в картине «Птица Гамаюн» звучит пророчество предстоящих ужасов, то композиция «Сирин и Алконост» скорее философское размышление автора над двоякостью бытия, единством его светлой и темной сторон.

В русских духовных стихах роли Сирина и Алконоста довольно схожи. Сирин - райская птица, чье пение на земле зачаровывало людей, но, даже разгоняя тоску и обещая блаженство, он оставался опасным существом, способным погубить человека. Алконост — райская птица, прилетавшая, согласно легендам, с берегов Евфрата. Ее пение считалось так же прекрасно и так же небезопасно, как пение Сирина, но было более утешительным и ассоциировалось с тихой печалью.

В своей работе, Виктор Михайлович Васнецов, впервые противопоставил этих птиц друг другу, наделив их диаметрально противоположным смыслом, который он очень точно подчеркнул на полотне различными художественно-живописными средствами. Фактически мастер-живописец создал новый миф о Сирине и Алконосте. Его белая птица наполнена счастьем, она улыбается. Черная птица, напротив - олицетворяет горе, подчеркнутое темным цветом оперения и увядающими листьями вокруг. Сирин полон ожидания обещанного рая, Алконост же оплакивает рай, потерянный и невозвратный.

Картина «Сирин и Алконост. Песнь радости и печали» была закончена 16 января 1896 года, и уже через два дня ее доставили в дом великого князя Сергея Александровича и Елизаветы Федоровны. Спустя три года владельцы предоставили полотно на первую персональную выставку Виктора Васнецова.

www.sedmitza.ru
загрузить еще