Священноисповедник Севастиан Карагандинский (Фомин) (1884–1966) – исповедник Русской церкви XX века, наследник оптинских старцев. С началом гонений на церковь отец Севастиан собирал сначала тайные монашеские общины, а после долгих лет заключения нёс открытое служение на территории Казахстана, помогая обретать веру и жить по-христиански и местным жителям, и многочисленным ссыльным и вышедшим из советских концлагерей. Среди воспитанников общины отца Севастиана можно выделить юного Павла Адельгейма – впоследствии протоиерея, известного пастыря, церковного публициста, исповедника и мученика.
Родился Стефан Васильевич Фомин 28 октября (по новому стилю – 10 ноября) 1884 года в селе Космодемьянское Орловской губернии в крестьянской семье. Когда ему было 4 года, родители отвезли его с братьями в Оптину пустынь получить благословение старца Амвросия, и впоследствии жизнь будущего схиархимандрита стала тесно связана с этой обителью.
В 1909 году Стефан стал келейником старца Иосифа Оптинского (Литовкина), который принял юного послушника как родного сына. В 1911 году, после кончины Иосифа Оптинского, Стефан стал келейником у его преемника – Нектария Оптинского (Тихонова), а в 1912 году сам вошёл в число братии пустыни. В 1917 году он был пострижен в монашество с именем Севастиан в честь мученика Севастиана.
В 1918 году большевистская власть упразднила монастырь, но Оптина пустынь сохранилась сначала как племхоз, а в 1923 году монахи и послушники организовали на территории обители сельскохозяйственную артель, но 5 августа того же года власти потребовали, чтобы все монахи покинули пустынь. В год закрытия пустыни монах Севастиан был рукоположен во иеродиакона, а в 1927 году во иеромонаха. После кончины старца Нектария в 1928 году отец Севастиан начинает служить в Ильинском храме города Козлов (ныне – Мичуринск) Тамбовской области. С 1929 года отец Севастиан перестаёт открыто служить в храме, а служит тайно в своей квартире, в чём ему помогали несколько монахинь, съехавшиеся к нему из разных епархий – Феврония (Тихонова), Агриппина (Артонкина), Варвара (Сазонова).
25 февраля 1933 года отец Севастиан вместе с этими монахинями и ещё полусотней членов духовенства, монашествующих и мирян были арестованы по обвинению в подготовке государственного переворота и заключены в тамбовскую тюрьму. На допросах отец Севастиан говорил, что считает советскую власть и её мероприятия наказанием от Бога, и что нужно молиться и жить в любви, чтобы происходящее с людьми и церковью прекратилось, и что это же он открыто говорил и до ареста.
2 июня 1933 года тройкой ОГПУ отец Севастиан был приговорён к семи годам заключения и направлен в один из исправительно-трудовых лагерей в Тамбовской области, а 26 мая 1934 года его перевели в Карагандинский лагерь, посёлок Долинка.
В 1936 году к нему приехала инокиня Агриппина (Артонкина), и отец Севастиан уговорил её остаться в Караганде. В посёлке Большая Михайловка близ Карлага был куплен под жильё старый амбар, куда через два года приехали жить инокини Феврония и Варвара, а со временем в посёлке Тихоновка поселились другие монахини из круга отца Севастиана. По воскресеньям они все вместе посещали его в Долинке, уходили в лес, где молились, исповедовались и причащались.
29 апреля 1939 года отец Севастиан освободился, и поселился в Большой Михайловке у сестёр своей общины. Члены этой общины вставали рано утром, молились, сёстры шли на работу, а отец Севастиан занимался домашними делами. Также он ежедневно вычитывал богослужебный суточный круг, по возможности служил литургию. Впоследствии, несмотря на просьбы духовных чад из центральной России вернуться, отец Севастиан решил посвятить свою жизнь служению в Караганде. В 1944 году его община приобрела более просторное жильё, в котором была устроена небольшая церковь для регулярных богослужений.
С этого времени к отцу Севастиану стали приезжать за советом,помощью и для молитвы жители и других посёлков Карагандинской области, к нему продолжали собираться и другие монахи, знакомые с ним ещё по жизни в центральной России. Вплоть до 1955 года, когда власти разрешили зарегистрировать религиозную общину в Большой Михайловке, отец Севастиан совершал своё служение тайно, в основном по квартирам. Вот что вспоминал об этом отец Павел Адельгейм: «Остались впечатления от ночных богослужений, чтения страстных Евангелий, общих трапез. Служили мы тайно в разных домах на переносном антиминсе. Богослужения продолжались всю ночь. В 21 час начинали Всенощную, потом Литургию. В пять часов утра всё заканчивалось, и я шёл спать. Все расходились. Отец Севастьян пил чай и шёл в другой дом служить обедницу, а потом начинались требы. Их разрешали служить в молитвенном доме. Приход был большой. Число прихожан совпадало с числом жителей. По составу это были раскулаченные переселенцы».
В 1957 году архиепископ Петропавловский и Кустанайский Иосиф (Чернов) возвёл отца Севастиана в сан архимандрита, что тот воспринял со смирением: «Вот – митра. Вы думаете, она спасет? Спасут только добрые дела по вере». И вообще он не любил почестей и подарков. Отец Севастиан особое внимание уделял богослужению, не допуская в нём пропусков и сокращений, иногда сам пел на клиросе, а во время литургии начиная с Херувимской запрещалось всякое движение в храме. Особым местом заботы архимандрита Севастина стал посёлок Мелькомбинат, где община покупала дома для самых малоимущих из своих членов – сирот, вдов.
От этого периода жизни сохранилось множество высказываний отца Севастиана на духовные темы. Он считал, что молиться можно во всяком месте и во всякое время – стоя, сидя, лёжа, во время работы, в пути. Часто говорил о том, что нужно забывать всякие обиды, не таить злобы в сердце. Отец Севастиан заповедовал не забывать страждущих и больных, быть чуткими к ним, а потому многих девушек благословлял работать в больнице. Иногда Великим постом кто-нибудь говорил: «Много сегодня причастников было». На что отец Севастиан отвечал: «Причастников много, да причастившихся истинно не много». Отец Севастиан говорил: «Царским путём все святые отцы шли», – имея в виду, что в духовной жизни нужна в первую очередь умеренность, рассуждение, постепенность. Отец Севастиан не благословлял своих чад ездить по монастырям: «Здесь, – говорил он, – и Лавра, и Почаев, и Оптина. В церкви службы идут – всё здесь есть».
Отец Севастиан, отвечая на вопросы о том, что будет после его ухода ко Господу, говорил: «А кто я? Что? Бог был, есть и будет! Кто имеет веру в Бога, тот, хотя за тысячи километров от меня будет жить, и спасётся. А кто, пусть даже и тягается за подол моей рясы, а страха Божия не имеет, не получит спасения».
Схиархимандрит Севастиан умер на Радоницу 19 апреля 1966 года в 4 часа 45 минут. Когда его хоронили, хор девушек и всё многотысячное собрание пели «Христос воскресе». Отпевал старца епископ Волоколамский Питирим (Нечаев). Незадолго до своего ухода, прощаясь с паствой, отец Севастиан завещал ей: «Прошу вас об одном, об одном умоляю, одного требую: любите друг друга. Чтобы во всём был мир между вами. Мир и любовь. Если послушаете меня, а я так вас прошу об этом, будете моими чадами. Я – недостойный и грешный, но много любви и милости у Господа. На Него уповаю. И если удостоит меня Господь светлой Своей обители, буду молиться о вас неустанно и скажу: “Господи, Господи! Я ведь не один, со мною чада мои. Не могу я войти без них, не могу один находиться в светлой Твоей обители. Они мне поручены Тобою… я без них не могу”».
По воспоминаниям отца Павла Адельгейма, «Батюшка [Севастиан] пробудил мой интерес к церковной жизни. Моё решение служить Церкви созрело в тринадцать лет. Это действительно был замечательный Пастырь, и общение с ним привело меня в храм навсегда. С тех пор моё сознание нашло точку опоры в Промысле Божием».
Отец Севастиан был причислен к лику святых новомучеников и исповедников Церкви Русской на Юбилейном Архиерейском соборе в августе 2000 года для общецерковного почитания.
Источники:
1. Беседы великих русских старцев. О Православной вере, спасении души и различных вопросах духовной жизни. М.: Трифонов Печенгский монастырь, «Ковчег», 2003. 1504 с.
2. Дамаскин (Орловский), игумен. Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века. Апрель». Тверь. 2006. С. 78–122.
3. Живой воды неиссякаемый источник: Карагандинский старец преподобный Севастиан. / Королёва В. 5-е изд. Доп. М.: Паломник, 2014. 336 с.
4. Протоиерей Павел Адельгейм: «Из семинарии меня выгонял лично Филарет Денисенко».