Гордыня – это не то, что мы думали

Интервью о любви к самому себе во всех ее проявлениях с отцом Иоанном Приваловым, настоятелем храма Сретения Господня села Заостровье

Наша предыдущая беседа с отцом Иоанном Приваловым, настоятелем храма Сретения Господня в Заостровье, посвящалась любви к ближнему. Сегодня речь пойдет о любви к самому себе во всех ее проявлениях.

Ах, как их много, этих проявлений! Самолюбие, тщеславие, высокомерие, надменность... И сколько вокруг дров для этого костра! «Вы уникальны и неповторимы, весь мир у ваших ног, любите себя!» – советуют психологи. «Вы достойны самого лучшего!» – вторит им телереклама...

– Отец Иоанн, можно ли назвать тщеславие и ему подобные слабости синонимами гордыни?

– В нашем разговоре будем считать их синонимами.

– Все знают, что гордыня – это грех. Но в чем именно он заключается?

– На мой взгляд, многие люди ошибаются, когда считают, что гордыня проявляется прежде всего в высокомерии и надменности. Это как раз необязательно. Я заметил, что гордыня часто становится искушением людей ответственных. И проявляется она в том, что человек рассчитывает только на свои силы. Какое-то время у него действительно все получается. Но настает момент, когда человек понимает, что в одиночку ему не справиться. И тогда он впадает в другой грех – уныния. Этого бы не случилось, если бы человек больше полагался на Бога, чем на себя. Но многие из нас живут как автономные системы.

– А как же пословица «на Бога надейся, но сам не плошай»? Если от нас ничего не зависит, зачем вообще что-то делать?

– Ничего не делающий тоже будет унывать. Имеется в виду духовное бездействие. Работать – это ведь не только мешки таскать. Работа должна совершаться и в сердце. У верующего человека оно никогда не бездействует – все время пребывает в общении с Богом. Это помогает слезть с «иглы» автономной жизни. Человек перестает быть замкнутой монадой и начинает понимать, что он может, а что ему не по силам.

– Получается, что высокомерное отношение к другому, профессиональное тщеславие – все это производные от преувеличенной веры в свои силы?

– Да, и здесь не только чья-то личная вина. Мы такими рождаемся. В этом как раз и заключается трагедия: каждый приходит в мир с ощущением, что он Бог, а все остальное – лишь декорации.

– Современная психология тоже льет воду на эту мельницу, призывая нас не сомневаться в своих способностях.

– Отчасти такая поддержка оправдана. В нашей стране людей долгое время воспитывали с ощущением, что они – лишь винтики и шурупики в огромном механизме. Но когда мы помогаем человеку увидеть прекрасное в себе, надо указывать ему и на то, что в нем пока оставляет желать лучшего.

– Известный актер сказал, что без тщеславия и самолюбия в его профессии ничего не добиться. Может, есть в этих качествах и положительная сторона?

– Надо бы уточнить, что именно он вкладывал в эти слова. В последнее время значение многих слов изменилось. Например, слово «прелестный» уже два века имеет положительный оттенок. Но для церковного сознания оно означает одно из самых тяжелых духовных заболеваний. Прелесть – от слова «лесть». Кто такой «прельщенный человек»? Это обманувшийся человек, который принял голос своей самости за глас Божий. В этом смысле у нас вся страна была прельщенная. Руководители Советского Союза верили, что мы можем создать особое государство.

– В то время народ чувствовал себя сильным, но каждый знал свое место. Сейчас все наоборот: как государство мы оцениваем себя скромно, но хамство в магазине уже не простим!

– Да, коллективную гордыню сменила индивидуальная. Словно качели в истории человечества летят: коллективизм – индивидуализм... В богословии индивидуализму противостоит личность, а коллективизму – соборность.

– Есть еще чувство собственного достоинства. Оно тоже – гордыня?

– Чувство собственного достоинства – великая вещь, основанная на том, что каждый из нас является носителем образа Божия. Человек понимает, что жизнь – не его проект, что есть Тот, кто вызвал его к жизни. Поэтому достоинство – это как раз плод смирения, а не гордыни.

Марина Ледяева
загрузить еще