Главный импульс Богоявления

Проповедь священника Георгия Кочеткова после утрени на Богоявление
Крещение Господне. Мозаика в Баптистерии православных. Равенна, V век. Фото: Wikipedia Commons
Крещение Господне. Мозаика в Баптистерии православных. Равенна, V век. Фото: Wikipedia Commons

С праздником Богоявления, дорогие братья и сёстры! 

Как замечательно, что Церковь увидела в Крещении Господнем прежде всего Богоявление, явление Святой Троицы: вот Бог свидетельствует Иисусу о Его богосыновстве, тем самым являя Себя как Отца, и Дух Святой нисходит на Сына.

Действительно, явление Бога — это явление Света, это явление радости, любви и особого дара свободы — всего, что так часто ищут люди. Испокон веков, из тысячелетия в тысячелетие ищут, ищут, ищут... и не всегда находят. И в древности так было, и в Средние века, и в века новые. И наше время тоже таково, что этот дар Божий оказывается доступен не всем. Что же нам нужно, чтобы его обрести? 

Люди нередко предъявляют претензии Богу: «Где Ты со Своей свободой и любовью? Почему Ты нам не отдал всё Своё?» А лучше было бы этот вопрос обратить к себе: «А ты-то сам всё своё Богу отдал или нет?» Может быть, проблема совсем не в Боге? Это мы оставляем при себе то, что хотим оставить, и столько, сколько хотим, и хотим всё больше и больше. Мы не готовы слышать голос Божий! 

В чём удивительная простота и ясность Крещения Господня — что Иисус из Назарета как раз этот слух имел: Он слушал, и слышал, и слушался Отца. Да, Отец наш Небесный говорит о Своём благоволении к Сыну. Но в чём это благоволение? Он соблаговолил дать новый импульс для того, чтобы Его Сын пошёл свидетельствовать, проповедовать Евангелие Царства Небесного. До этого Иисус только возрастал, и только когда Он внутренне созрел, будучи уже лет тридцати или тридцати трёх, то пошёл на служение. Он услышал голос Отца. Взял на Себя, понёс на Себе и унёс прочь грех мира! 

Он взял на Себя... что это значит? Он взял на Себя ответственность за всё в этом мире, за каждого из нас, за все поколения: прошлые, настоящие, будущие! Мы это знаем точно. Он взял на Себя эту ответственность, забыв о Себе, Своём и Своих. Не так забыв, чтобы остаться в гордом одиночестве, а так, чтобы исполнить волю Отца. Он услышал о благоволении Отца — иными словами о Своём посланничестве — и пошёл. Сразу, не размышляя больше. Подготовка закончилась. Всему своя мера. Мы бы сейчас долго размышляли: а может быть, надо ещё сделать и то, и другое, и третье, и так до бесконечности. Нет! Всё остальное придёт, когда будет надо, в процессе служения, но надо сделать шаг к этому служению, а для этого нужно послушание Отцу! Послушание не рабское — послушание свободное, сыновнее. Но всё равно — послушание!

В истории христианства это понятие часто извращалось, и сейчас им неимоверно злоупотребляют! Говорят, что всё должно быть в церкви по послушанию, но забывают прибавить: по послушанию Богу! При Его благоволении! Тогда верно, тогда аминь! А если послушание просто начальству, то ли светскому, то ли церковному, при забвении Бога, тогда это уже не послушание, это пахнет рабством. И так жить может только сломанный человек. 

Мы часто от послушания бежим, потому что нам вспоминаются какие-то полуреальные-полумифологические и легендарные образы послушания, средневекового, монашеского, которым тоже часто злоупотребляли, снимая ответственность с самого послушника, не давая ему возможности ни сказать слово, ни что-то сделать самостоятельно. Злоупотребляли иногда аскетическими принципами, которые в основе своей не плохи — о том, что нужно отказаться от своей греховной воли. Но это толковали так, что нужно отказаться от всякой воли! Эти крайности всё испортили — сейчас люди не хотят слушаться. Никого! Воспринимают послушание как бремя, как символ рабства, несвободы. 

Нам нужно новое послушание. Нам нужно обновлять все аскетические понятия и категории нашей христианской церковной жизни! Нам нужно освобождаться от предрассудков и суеверий и от всего того мрака, который прилип к светлым откровениям Божьим. 

Без послушания нельзя исполнить служения. Человек, и совершая самое высокое служение, должен уметь слышать, слушать и слушаться. Но особенно важно сделать акцент на послушании бывает в период подготовки к служению — выделить для этого какое-то специальное время, приложить к этому особые силы. Может быть, даже пройти особый путь послушания, если найдёшь такого духовного руководителя, которого благословляет Бог. Раньше таковые назывались старцами. Сейчас, скорее всего, таких старцев нет, слушаться некого в церкви. И это беда! Есть много хороших, умных людей, даже иногда образованных. Но между ними и Богом всё равно что-то ещё маячит, что-то всё время вклинивается туда, где не должно быть никаких посредников. 

Часто люди придумывают себе старцев. Псевдостарчество — характерное явление современной жизни, особенно церковной: люди чувствуют потребность в опыте послушания, но не видя реальных старших, они начинают их придумывать. Кто внешний вид старца примет, того и почитают таковым и при этом часто уходят не туда. Отходят от общинной и братской жизни, от церковной жизни к какому-то субъективизму, психологизму, то есть опять к рабству. 

Желание владеть другими, пользоваться духовной властью есть у многих. Наше иерархическое священство этим заражено тотально. Даже самые простые попики — и уже думают, что прямо через них глаголет Господь! Они, мол, те самые Небеса, которые разверзаются периодически, и через них вдруг голос Божий себя являет. Это было бы очень смешно, если не было бы так грустно. Люди готовы на всё ради такого псевдостарца. Конечно, можно если не оправдать, то понять такие заблуждения, когда людей ничему не учили, ни к чему не готовили, не показывали никаких добрых примеров. Но ведь бывает и так, что люди и видели, и слышали, и знают настоящих святых и старцев, и знали, что они таковы, но ничему не научились. И опять ставят лишь себя на первое место. Лишь себя! И Бога уже не слышат и слушаться, послушаться не могут, да ещё и других сбивают с пути, уводят от Христа и Церкви. 

Конечно, Господь не оставляет Свою Церковь. Он даёт новый опыт послушничества, в общинно-братской среде. Это трудный опыт, неоднозначный, противоречивый, но он есть и существует уже три десятка лет. До этого тоже были старцы, которых выковала жизнь под советским гнётом — в обстановке рабства они обрели путь свободы, часто будучи совсем простыми людьми. Но они были святыми, они исповедовали веру, они слышали голос Божий, и слушаться их было одно удовольствие, одна радость. Хотя по-человечески, в каких-то житейских мелочах, они могли и заблуждаться. 

Мне приходилось видеть таких людей и повезло у них учиться. Это был не один человек, не два, не три. И я за это благодарен Богу, я радуюсь этому всегда! И мне хочется передать этот опыт другим, чтобы другие возрастали и становились старшими в церкви, через которых Господь может говорить Своему народу в любом месте, в любое время, хотя это не означает, что в каждом их слове беспрерывно говорит Сам Господь — так не бывает. Так не было даже у апостолов, что уж говорить про нас грешных. 

Праздник Богоявления, Крещения Господня — это праздник явления Света и напоминание нам о том, что голос Божий звучит особым образом — предполагая в нас слышание и послушание. Чтобы познавать и исполнять волю Божью нужно отстраниться от своего слишком человеческого, чтобы освободить место для Бога — для служения Ему и Церкви, да и всем своим ближним, откуда бы их Господь к нам ни привёл, какими бы они к нам ни приходили.

Будем же, дорогие братья и сёстры, накапливать опыт настоящего послушания Богу с трезвенным желанием всё испытывать в жизни и хорошего держаться (1 Фес 5:21). Будем помнить, что без тех границ, которые нам открывает путь послушания, невозможно сияние Света в этом мире: Свет во тьме светит и тьма не должна его объять (Ин 1:5)! Это касается не только древнего Богоявления, касается не только нашего Господа Иисуса Христа — это касается всех нас!

Будем же, дорогие братья и сёстры, почитать явление Бога в нашей жизни, Отца и Сына и Святого Духа! Будем слышать то, что говорит нам Господь, Сам ли Отец, через Сына, или через Духа, или через святых — это неважно. То есть важно, но не очень. Будем слышать это и слушаться Бога! И не будем подменять псевдостарчеством, человеческим властолюбием, требующим от нас послушания там, где оно не требуется, настоящее руководство от Бога через пророков, святых или старцев, если таковые когда-то найдутся. Всегда Господь найдёт себе сосуд, в котором слово Его вместится и через который передастся другим, хоть и через ослицу какую. 

Люди часто идут купаться в проруби в этот день, рискуя своим здоровьем, накручивая на это какие-то мифы, но идут часто из хороших побуждений: хотят здоровья не только физического, но духовного, хотят очищения от грехов. Да, они идут не тем путём, но поправить их можно, если в них есть настоящее желание очищения от греха, настоящее желание слушаться Бога и Его посланников, быть в Народе Божьем, в Церкви Божьей, чтобы прославлялось святое имя Господне!

Аминь!

загрузить еще