«Главное искушение – пытаться оправдать себя»

31 октября 2014
Вчера, в День памяти жертв советских репрессий в Москве прошла акция «Молитва памяти»

В трех местах столицы – на Ваганьковском кладбище, на Петровке и в сквере на Покровке – звучали имена тех, кто был расстрелян в годы советского режима.

Лития на Ваганьковском кладбище, служит о. Сергий Матюшин
Лития на Ваганьковском кладбище, служит о. Сергий Матюшин

Чтение имен начиналось с совершения заупокойной молитвы – литии, и затем каждый час-полтора прерывалось поминальной молитвой, причем вспоминали как невинных жертв советских репрессий, так и тех, кто, будучи участником и организатором репрессий, сам оказался перемолот безжалостными жерновами. На Ваганьковском кладбище литию возглавил о. Сергий Матюшин, секретарь Совета православных общественных организаций при Синодальном отделе Русской Православной Церкви Московского Патриархата по взаимоотношениям церкви и общества.

Петровка, имена жертв репресcий читает Сергей Юрский
Петровка, имена жертв репресcий читает Сергей Юрский

Подобная акция проводится в Москве уже второй год, организаторами выступают Преображенское братство, Синодальный Отдел по взаимоотношениям церкви и общества РПЦ МП, Культурно-просветительский фонд «Преображение» и Музей ГУЛАГа. Также молитвенное поминовение жертв советских репрессий в Москве совершается на расстрельных полигонах в Бутово и «Коммунарке».

Покровка
Покровка

Вчера в течение всего времени, пока длилась акция, было прочитано около трех тысяч имен жертв репрессий с упоминанием даты рождения, рода деятельности и даты расстрела.

Как отметил один из организаторов акции, председатель Преображенского братства Дмитрий Гасак:

– Акция «Молитва памяти» имеет непосредственное отношение к истории нашей страны. Сейчас этот вопрос вновь обострился. Различные общественные силы участвуют в дискуссии об интерпретации тех или иных исторических событий. И конечно главный камень преткновения – оценка исторических событий ХХ века. Именно ХХ век как бы дал цену всего в жизни России. А террор советской власти по отношению к народам бывшей Российской империи на протяжении всех 70 лет коммунистического правления – важнейший факт нашей истории, ярчайшее проявление внутренней политики большевиков. Политики, по сути, антинародной, античеловеческой, в которой сплелись множество факторов и обстоятельств. И главное искушение сейчас для нас – пытаться оправдать все и показать себя во всем правыми и, в общем-то, добрыми людьми, с отдельными ошибками, которые бывают у всех. Нами до сих пор не осознано, что советский террор – событие, выходящее из ряд вон. Такого не позволял себе ни один народ в истории человечества. А у нас едва ли не все были вовлечены в этот ужас.

Петровка, имена читает Дмитрий Гасак
Петровка, имена читает Дмитрий Гасак

В свою очередь духовный попечитель Преображенского братства о. Георгий Кочетков после литии по невинно пострадавшим в годы советской власти, отметил, что вопрос о покаянии стоит все острее.

По свидетельству организаторов, многие прохожие останавливались, слушали и принимали участие в чтении имен: очередь желающих почтить память беззаконно расстрелянных не уменьшалась вплоть до завершения акции. Многие добавляли имена своих родных и близких, расстрелянных или погибших в советских ссылках, лагерях и тюрьмах.

– Вопрос добра и зла в истории, адекватной оценки наших подлинных удач, достижений и трагических ошибок и преступлений для нас раскрывается по-преимуществу в истории ХХ века. Хотим мы этого или не хотим – это так. Поэтому настоящая акция – необходимое дело. Это акция не политическая, скорее, духовная, молитвенная, – подчеркнул Дмитрий Сергеевич, говоря об итогах акции. – Интересно, что это чувствуют, считывают самые разные люди. Многие подходят и присоединяются к чтению имен, некоторые поминают своих родных, погибших в жерновах репрессивной машины. Заходят и желающие помитинговать, но диссонанс их выступлений с общим духом поминовения очень чувствуется и не задевает никого. Люди принимают мирный строгий тон молитвенного поминовения, из чего можно сделать вывод, что акция достигает своей цели.

В завершение акции мы спросили у церковных людей, священников и мирян, принимавших в ней участие, считают ли они, что подобные акции нужны сейчас современным людям.

Прот. Алексей Кузнецов, храм преподобного Сергия Радонежского (Троицы Живоначальной) в Рогожской слободе:

– Конечно, нужны. Каждый человек принадлежит своему роду и своему народу, мы можем отказаться от того и другого, но тогда останемся мы как перекати-поле и потеряем эти духовные связи, которые имеют большое значение для нас. Зачастую мы это не очень осознаем, но они есть, хотим мы этого или не хотим. История – это один большой урок, который Господь преподает нам. Если мы не поймем этого урока, то мы останемся и на второй и на третий год в одном и том же классе, снова и снова будем наступать на одни и те же грабли… Мне кажется, что сейчас мы движемся в правильном направлении: постепенно стирается острота противоречий, и мы начинаем понимать, что многие люди тогда искали лучшего и часто заблуждались, но искренне заблуждались и хотели не для себя, а для других – справедливости, мира, любви. Самая главная их ошибка в том, что они захотели это сделать без Бога. Свято место пусто не бывает, поэтому они оказались во власти, если называть вещи своими именами – демонических сил, которые просто надругались над честными искренними людьми. Нам очень важно помнить об этих примерах, чтобы мы сейчас под тем или иным благовидным предлогом не ушли от Бога, помня, что без Него самые лучшие намерения превращаются в свою противоположность.

Покровка, имена читает прот. Алексий Кузнецов
Покровка, имена читает прот. Алексий Кузнецов

Диакон Владимир Правдолюбов, храм Воскресения Словущего на Ваганьковском кладбище:

– Необходимы, потому что хоть советский союз закончил свое существование, и любая вера идеологически не гонима, при этом те деяния, которые были направлены против искоренения веры, преступные деяния против своего собственного народа, не признаются. Они, скорее, замалчиваются со стороны властей: «Вроде бы было, а вроде бы нет, но давайте не будем говорить об этом». Об этом надо говорить, потому что народ должен знать свою историю не только с положительной стороны, но и с отрицательной. Об этом необходимо помнить – да, было страшное время, да, боролись с верой и религиозностью, вплоть до массового уничтожения. Об этом просто необходимо говорить, причем в гораздо большем масштабе, чем только от лица инициативной группы или общественных организаций.

Ваганьковское кладбище, д. Владимир Правдолюбов служит литию
Ваганьковское кладбище, д. Владимир Правдолюбов служит литию

Галина Леонидовна Муравник, преподаватель Свято-Филаретовского института:

– Обязательно нужны! Вы знаете, я вчера только была на Лубянке у Соловецкого камня, там тоже было чтение имен, и я обратила внимание, что в основном пришли, – там было около тысячи человек, – все-таки очень пожилые люди, видимо, дети репрессированных, которые, как мой папа [бабушка и дедушка Галины Леонидовны были расстреляны в годы советских репрессий – прим.ред.], прошли через этот детский гулаг, а молодых почти никого не было. Для того, чтобы эта эстафета памяти не прервалась, нужно восстанавливать имена, мы должны их помнить, мы должны о них молиться, это очень нужное дело. Тем более, что я вижу: люди идут, некоторые останавливаются, прислушиваются, и даже если они думают, что их лично это не коснулось, – хотя мне кажется, это коснулось каждой семьи так или иначе, – может быть, они после этого задумаются – «а кто у нас прошел через репрессии?» Это очень правильно, это благое Божье дело.

Покровка, имена читает Галина Муравник
Покровка, имена читает Галина Муравник

Беседовали Дарья Макеева, Вячеслав Куликов

Фото Вячеслава Куликова, Бориса Левицкого, Ольги Максимовой, Олега Миляева, Дмитрия Сегаля, Максима Соболева

Ваганьковское кладбище. О. Сергий Матюшин, Александр Копировский.
Ваганьковское кладбище. О. Сергий Матюшин, Александр Копировский.
Д. Владимир Правдолюбов
Д. Владимир Правдолюбов
Покровка
Покровка
Петровка
Петровка
загрузить еще