Будущий патриарх Тихон (Белавин) (в миру – Василий) родился 19 января 1865 г. в семье сельского приходского священника недалеко от города Торопца Псковской губернии. По окончании торопецкого духовного училища он поступил в Псковскую духовную семинарию, а затем – в Петербургскую духовную академию, которую окончил в 1888 г. Преподавал в Псковской духовной семинарии догматику, нравственное богословие и французский язык. В 1891 г. принял постриг с именем святителя Тихона Задонского, был рукоположен в иеромонаха, с 1894 г. стал ректором Казанской духовной академии, а в 1897 г. был хиротонисан в епископа Люблинского, викария Варшавской епархии. Вскоре молодого епископа отправили в Америку, где он много потрудился, благоустраивая жизнь епархии. В 1905 г. был возведен в сан архиепископа, а в 1907 г. -– переведен на Ярославскую кафедру. После семи лет возглавления Ярославской епархии владыка Тихон был перемещен по решению церковного начальства на Виленскую кафедру, а жители Ярославля в знак своей любви к переведенному владыке избрали его почетным гражданином города. В 1917 г. архиепископ Тихон был избран на Московскую кафедру с возведением в сан митрополита.
На Поместном Соборе 1917–1918 гг. было принято решение о восстановлении в Русской церкви патриаршества и избрано три кандидата в патриархи: известный богослов архиепископ Антоний (Храповицкий), один из старейших архиереев Русской церкви архиепископ Новгородский Арсений (Стадницкий) и митрополит Московский Тихон, набравший при голосовании наименьшее число голосов. Окончательно имя патриарха должен был указать жребий, и он пал на владыку Тихона. Показательны слова владыки, которые он произнес, отвечая на известие о своем избрании: «Ваша весть об избрании меня в Патриархи является для меня тем свитком, на котором было написано: «плач, и стон, и горе», и каковой свиток должен был съесть пророк Иезекииль. Сколько и мне придется глотать слез и испускать стонов в предстоящем мне патриаршем служении и особенно – в настоящую тяжелую годину!» Патриарх Тихон действительно возглавил Русскую церковь в тяжелое время, ему первому пришлось решать сложнейший вопрос взаимоотношений церкви и государства в условиях безбожной власти. В то время это значило постоянно решать, что лучше: сохранить неповрежденным свое свидетельство об Истине перед лицом пыток и смерти (причем не только собственных) или путем компромисса постараться получить свободу и на свободе еще послужить Церкви. Несомненно, те условия, в которых проходило его патриаршество, – постоянные репрессии церкви со стороны государства, инициированный властью обновленческий раскол, допросы и заключение под домашний арест самого патриарха, – всё это не могло не подорвать здоровья владыки. Патриарх Тихон скончался в больнице 25 марта (7 апреля) 1925 г. и был погребен в московском Донском монастыре. А в 1989 г. святейший патриарх Тихон был прославлен Русской Православной Церковью как священноисповедник.
Одной из основных черт патриарха Тихона как служителя Церкви было стремление к возрождению местной соборности во всех тех епархиях, на которых ему довелось быть. Возглавляя Северо-Американскую и Алеутскую епархию, он не только лично объезжал всю ее со службами, проповедями и посещениями верующих, но и регулярно собирал пастырские совещания, которые, по его мнению, нужны были «не только для совместного обсуждения дел, но и для совместного их решения».
Нельзя не отметить особого отношения патриарха к богослужению. Именно при нем в Америке был сделан «первый важный перевод православных богослужений на английский язык в одном томе» для того, чтобы люди в храме полнее и осмысленнее могли участвовать в богослужении. Будучи архиереем Ярославской епархии, он никогда не пренебрегал приглашением послужить в храме, даже самом маленьком, куда обычно епископ и не доезжал. А за семь лет своего патриаршества владыка Тихон совершил 777 литургий и около 400 вечерних богослужений. То есть получается, что он служил примерно каждые два-три дня.
Удивительно и то, в какой мере патриарх опирался на народ Божий и как высоко ценил народное доверие. В 1918 г. он писал в открытом письме священнику Томской епархии: «Как вожди воинства при нападении врагов не молят других о поддержке и укреплении, а сами ободряют воинов, подают им пример мужества и не страшатся ран и смерти, так и мы, вожди воинства Христова, не будем впадать в уныние, взывать о защите и помощи, а будем сами укреплять свое стадо и ограждать его от развращения и вечной погибели. В нем ведь теперь и наша поддержка и наше спасение. Если оно разбежится от нас, оставив нас одних, то никто уже не защитит нас, и мы будем выброшены вон, как соль негодная (Мф 5:13). Не теряйте же времени, собирайте вокруг себя стадо свое, наставляйте его благовременно и безвременно, не унывайте от временного неуспеха или даже гонения.<…> Составляйте из благонамеренных прихожан братства, союзы, советы, что найдете полезнее по местным условиям, – и добрый труд ваш благословит Господь успехом, и вы спасете вверенное вам стадо от расхищения и погибели, а себя от напрасных страданий». В том же году патриарх, обращаясь к петроградской пастве, говорил: «Главное – это возрождение души нашей, об этом надо заботиться прежде всего. Как Иов многострадальный потерял все, что имел, был терзаем, страдал, мучился, но не потерял веры в Бога, и вера эта спасла его и возвратила ему все потерянное и утраченное, так и нам Господь попустил переносить великие страдания, поношения и обиды, попустил потерять многое из того, что мы имели раньше. Но была бы только крепка вера православная, только бы ее не утратил русский народ».
Похороны патриарха Тихона собрали огромное количество народа, который пришел проститься со своим любимым и горячо почитаемым истинным пастырем Церкви. Именно это событие запечатлено на картине П. Корина «Русь уходящая», ставшей своеобразным портретом Русской церкви в 1925 г.