Человек – существо, с которым среда и обстоятельства могут сделать все, что угодно, или в нем изначально заложена некоторая сила сопротивления злу? Что мы знаем о возможностях борьбы человека за собственное достоинство и свободу совести? Эти непростые вопросы чаще всего звучали на конференции «Равнина русская. Опыт духовного сопротивления».
Конференция, которую при поддержке Отдела Московского патриархата по взаимоотношениям церкви и общества организовали Преображенское содружество малых православных братств, Свято-Филаретовский православно-христианский институт, филиал Российского государственного гуманитарного университета в Твери и Московский государственный областной социально-гуманитарный институт, прошла в начале февраля в Подмосковье. Три дня приехавшие на конференцию историки, философы, филологи, богословы, журналисты обсуждали весьма непростые вопросы, выслушали десятки докладов, участвовали в круглых столах, посмотрели документальные фильмы, делились воспоминаниями и вели дискуссии в кулуарах.
Опыт насилия и несвободы, выпавший на долю России в ХХ веке, не должен быть забыт, как и имена тех, кто под жестоким давлением сохранял верность своей совести и свою веру, часто расплачиваясь за это собственной свободой или жизнью. Открывая конференцию, ректор Свято-Филаретовского института профессор-священник Георгий Кочетков отметил, что помимо долга памяти перед ушедшими поколениями осмысление этого опыта необходимо еще и потому, что «сейчас наш народ нуждается в восстановлении духовности».
«Философ Семен Франк говорил, что история русских заблуждений и безумств изучена хорошо, но совсем не изучена история русского здравомыслия. Это наблюдение можно распространить и на свободу и несвободу. История рабства в России, тем более в советское время, изучена, описана и постоянно привлекает к себе внимание. Но совсем неизвестной и неописанной остается история свободы в России, вернее, история свободного человека, – читает поэт, прозаик, переводчик, кандидат филологических наук Ольга Седакова, выступившая с докладом на конференции. – Случаями, когда люди даже в ситуации катастрофы сохраняли собственное достоинство, – вот этой историей почти не занимались. Первым эту тему поднял Александр Солженицын – тему праведника, без которого село не стоит… Это он заметил и описал советский феномен таких людей – «невидимок».
Ольга Седакова напомнила о «террористической гипотезе», сформулированной основоположницей теории тоталитаризма Ханной Арендт, и вопросе, который она ставит: действительно ли человек может стать кем и чем угодно под давлением среды и обстоятельств? В чем человек черпает силы для противостояния тоталитаризму? «Ресурсом сопротивления тоталитаризму Ханна Арендт считает саму природу человека, – отметила Ольга Седакова. – Представление о природе человека – это представление Блаженного Августина: человек создан для того, чтобы было начало. То есть с каждым человеком рождается новое начало. Это вложено в его природу. Более того, в этом его задание. Мы созданы для того, чтобы было начало. Из этого исходит Ханна, и это объясняет, почему в каждом поколении происходят вспышки утраченного сокровища – сокровища свободы».
Вопросы о причинах и последствиях сопротивления человека ради сохранения внутренней свободы в условиях несвободы внешней были поставлены и в докладе французского слависта, профессора Женевского университета Жоржа Нива (сам он приехать на конференцию не смог, так что его доклад был зачитан перед аудиторией. – Прим. авт.). «Мы можем преклоняться перед многими святыми и многими не святыми сопротивленцами, – считает Жорж Нива. – Это не значит, что любое сопротивление самооправданно. Может быть, кто-то скажет, что иногда примирение лучше, полезнее для будущего, чем продолжение сопротивления. Однако эти образцовые сопротивленцы для нас выглядят как прямой вызов: а мы могли бы так долго и стойко сопротивляться?»
Возможно, именно с этим тяжелым вопросом связано сложившееся отношение к памяти людей, показавших примеры сопротивления тоталитаризму. Они, по большей части, так и остались «невидимками». Только сегодня их имена и их дела постепенно начинают освобождаться из забвения. Но процесс этот очень длительный и тяжелый: ведь многое в такой истории «невидимок» связано с исторической памятью рода, семьи. А катаклизмы, пережитые Россией в ХХ веке, практически свели эту традицию на нет. Об этом говорил в своем выступлении директор Института генеалогических исследований Российской национальной библиотеки Игорь Сахаров. Он подчеркнул, что сегодня наблюдается рост интереса к генеалогии, что многие люди хотят восстановить свои родословные, однако далеко не всем удается помочь: иногда люди не знают даже, из какой губернии или деревни были их ближайшие предки, иногда архивные документы найти уже невозможно. Но работу эту продолжать необходимо, поскольку нет ничего важнее знания собственных корней. Иначе как можно по-настоящему понимать и любить свое прошлое? «Мы должны по крохам собирать эти истории, понимать, что это – замечательные исключения, те самые щепки, которые летят, когда рубят лес, и которые потом никто не замечает», – считает Ольга Седакова.
Работа конференции продолжалась в рамках нескольких секций – «Исповедники веры: люди и судьбы», «Творчество и культура. Опыт духовного сопротивления», «Церковь и общество в ХХ веке: из истории гонений» и т.д. Также в ходе конференции был проведен вечер воспоминаний «Своими глазами», в котором приняли участие профессор-священник Георгий Кочетков, протоиерей Павел Адельгейм, профессор Александр Копировский, поэт и прозаик Ольга Седакова, председатель правления правозащитного и благотворительного общества «Мемориал» Арсений Рогинский.
Во время докладов и дискуссий были рассказаны десятки интересных историй отдельных людей, в том числе нередко выступающие рассказывали о своих предках, представляя реальные свидетельства и конкретные документы. Так, председатель общества «Пермский краевед», член Союза писателей России Владимир Гладышев поведал о своем дедушке – сельском священнике Стефане Гладышеве, пережившем несколько арестов… Говорилось также о том, что в России духовное сопротивление – это по большей части удел одиночек, хотя есть и исключения – например, старообрядцы или казачество.
Редактор итальянского журнала «Новая Европа» Марта Карлетти дель’Аста в своем выступлении сообщила, что сегодня в Европе заметен рост интереса к трагической истории Русской православной церкви в минувшем столетии, выходит немало книг, повествующих об опыте новомучеников и исповедников веры.
А директор Музея Анны Ахматовой в Фонтанном доме Нина Попова проникновенно рассказывала о том, что Анна Андреевна, несмотря ни на что, решила спасти от забвения все известные ей имена, которые в советское время запрещено было даже упоминать. Поскольку была уверена, что забвение – это самое страшное зло.
Итоги конференции «Равнина русская» были подведены на круглом столе «Пути восстановления духовной стойкости и созидательной энергии нашего народа». По мнению священника Георгия Кочеткова, Россия сегодня переживает довольно опасный исторический период: «старое уже прошло, а нового еще нет», мы продолжаем испытывать повсеместный греховный страх, и это становится причиной чудовищной индивидуализации и недоверия друг к другу. Но важно то, отметил отец Георгий Кочетков, что на конференции прозвучала тема необходимости покаяния.
Писатель и телеведущий Феликс Разумовский призывал вспомнить свои корни и сетовал на то, что сегодня энергия народа не носит созидательного характера: «Ощущение развала и катастрофического состояния Русского мира есть почти у всех. Воссоздавать его, поддерживать, отвечать за землю, на которой тысячу лет жили наши предки, сегодня не получается, потому что мы с вами переживаем колоссальный кризис беспочвенности. Мы утеряли связь с той цивилизацией, с той культурой, которая является главным предметом деятельности нашего народа».
А Давид Гзгзян, член Межсоборного присутствия РПЦ, заметил, что нынешняя конференция – как раз доказательство возобновляемости созидательной энергии народа. «Наличие духовного сопротивления – это свидетельство неизбывности, неисчерпаемости таких ресурсов. Не один народ исчезал с этой земли во многом потому, что народ – это не онтологическое свойство. Как только он идентифицируется исключительно таким способом, он обречен. Напротив, народ имеет перспективы, если он существует как энергия воспроизведения фундаментальных основ положительного существования. Жизнь в истории – это таинство движения человечества к финалу. Но финал – это не конец, это некий творческий итог. Без понимания этого наше бытие бессмысленно, а мы на примере истории нашей страны знаем, что главное в жизни – борьба с бессмысленностью».