Второй день конференции «Традиция святоотеческой катехизации: проблемы и критерии качества оглашения современных "слушающих"» был посвящен обсуждению введения оглашаемых в этический и молитвенный опыт церкви.
Введение оглашаемых в опыт Ветхого завета – Закона Божьего, а значит, решение различных этических проблем, в том числе, преодоление смертных грехов – одно из основных направлений оглашения первого этапа. В современном обществе этические нормы размыты: практически все взрослые невоцерковленные люди живут в каком-либо смертном грехе. Как правило, их преодоление – один из самых болезненных вопросов, требующий от катехизатора особого такта, мудрости и, в то же время, решимости. Изменить свою жизнь, обрести этические границы современному человеку бывает очень сложно, поэтому для первого этапа оглашения необходимо продолжительное время. Например, в практике Преображенского братства этот период продолжается около года. Тому, как помочь пробуждению совести «слушающих», обретению ими навыка совершения добра и противостоянию злу, были посвящены доклады ректора СФИ проф.-свящ. Георгия Кочеткова «Освобождение "слушающего" от смертных грехов» и проректора СФИ Д.С. Гасака «Этические границы в жизни "слушающих"».
Еще одной важной темой стало участие оглашаемых первого этапа в храмовом богослужении, в соборной молитве. Обсуждались самые разнообразные аспекты этого вопроса: мера участия «слушающих» в синаксарных богослужениях: Вечерне, Утрене и Литургии оглашаемых; практика чтения Священного Писания на богослужении; место и содержание проповеди, адресованной «слушающим» и т.д. С докладами, посвященным этим вопросам, выступили руководитель сектора «Методология и практика миссионерской работы» Синодального миссионерского отдела Русской православной церкви прот. Димитрий Карпенко («Участие "слушающих" в храмовом богослужении: традиционная норма и современная практика») и проф. А.М. Копировский («Огласительная проповедь во время богослужения»).
Проблемы, связанные с научением оглашаемых первого этапа личной молитве, были затронуты в докладах «Церковная норма личной молитвы "слушающего"» свящ. Дмитрия Черепанова и «Пастырские аспекты научения личной и общей молитве» свящ. Иоанна Привалова. В последующей дискуссии участники конференции обсуждали проблемы потребительского отношения и магического подхода оглашаемых к молитве, неправильного понимания ходатайственной молитвы, отсутствия навыка реагирования на любую жизненную ситуацию молитвой Богу, причем не только просительной, но и покаянной, благодарственной или славословием.
В завершении некоторые участники конференции поделились своими впечатлениями о том, что было самым важным и интересным по итогам второго дня конференции.
Архим. Аристарх (Лебедев), доцент кафедры догматического и нравственного богословия Киевской духовной академии:
Важная тема, которая была затронута сегодня – это молитва. Как научать оглашаемых молитве, личной и соборной, чтобы даже молитвенное правило – утреннее, вечернее, чин ко причащению, благодарственная молитва – стало реальностью общения с Господом.
Второй вопрос – литургия, богослужение, в котором участвуют оглашаемые. Меня поразило, что оказывается, многие не говорят проповедь после Евангелия. Для меня всегда это было нормой.
И еще был разговор о богослужении на русском языке. На Украине у нас тоже идет дискуссия по поводу перевода на украинский язык. И это тоже очень важный вопрос, поскольку это делается ради того, чтобы человек понимал, что происходит, понимал смысл молитв.
Мне очень понравилось вчерашнее посещение огласительных групп. Что мы теоретически слышали, то я практически увидел. Потому что теория – это хорошо, а как на самом деле это воплощается, это было для меня открытие. Я увидел реальную общину оглашающихся людей и как этот процесс проходит. Радостно был удивлен и некоторые моменты мне очень понравились, и, даст Бог, мы их воплотим в своей практике.
Прот. Павел Адельгейм, клирик храма свв. Жен-Мироносиц г. Пскова:
Сегодня были встречи чрезвычайно интересные и полезные, очень живые. Мне трудно сказать, что было самым интересным – был затронут широкий круг вопросов. Наверное, из практических вопросов – это проблема понятного чтения Апостола и Евангелия, проповедь после них. Для меня очень сложная проблема: что значит сказать тематическую проповедь для оглашаемых? Но сейчас я больше и больше начинаю понимать смысл проповеди после Евангелия. Я вырос в традиции, когда проповедь на Литургии говорилась почти всегда после «Отче наш», и мне было не очень понятно, зачем нужна проповедь после Евангелия. Тогда размышляли так: зачем, после того как прочитано Евангелие, человеку выступать со своими словами? Считалось, что если уж есть такая проповедь, то она должна быть совершенной. Или она должна быть очень короткой и строго сформулированной, или лучше тогда не проповедовать. Но теперь я посмотрел, послушал других, и у меня складывается впечатление, что надо делать то, что ты можешь, как умеешь, и стараться, чтобы это доходило до сердца слушателей.
Свящ. Михаил Красюк, клирик Свято-Троицкого храма, г. Мценск:
Самым важным показалось именно живое отношение людей к этим темам, то, что для участников конференции это не праздный звук, а сама жизнь. Все вопросы – о смертных грехах, о проповеди, о научении личной молитве – очень важны для людей, которые хотят заниматься катехизацией. Мы хотим этим заниматься и для нас это очень важно.
Информационная служба СФИ