Епископ Корсунский Нестор: Православные и католики должны избавляться от недоверия и подозрения

14 июля 2015
Ежемесячный независимый католический журнал «La NEF» полностью посвятил свежий номер русскому православию. Предлагаем вашему вниманию перевод одной из публикаций номера – интервью с епископом Корсунским Нестором (Сиротенко)

– Владыка, расскажите нашим читателям о Корсунской епархии, ее создании и ее пастве. Кем являются в основном ваши прихожане?

– Корсунская епархия объединяет приходы Русской Православной Церкви (Московского Патриархата) на территории Франции, она также охватывает Швейцарию, Испанию и Португалию. Это та часть Русской Церкви во Франции, которая никогда и ни при каких обстоятельствах не покидала канонического подчинения Московскому Патриархату и сохранила верность Матери-Церкви.

Наши верующие состоят из нескольких поколений русских эмигрантов, православных французов, число которых является значительным – в частности, большинство нашего духовенства, а также тех многочисленных православных верующих – русских, украинцев, молдаван и других, которые появились во Франции за последние два десятилетия. В Корсунской епархии насчитывается немало франкоязычных приходов.

– Московская Патриархия в 2009 году создала в Эпинэ-су-Сенар (Épinay-sous-Sénart) православную семинарию. Чем объяснить эту инициативу? Как Вы себе представляете отношения между русскими православными и их новой страной пребывания, а также взаимоотношения с французскими католиками?

– Парижская духовная семинария призвана подготовить кадры для приходов Русской Православной Церкви за границей, а также дать возможность способным студентам развить их богословские и гуманитарные знания, поднять их университетский уровень. Семинария тесно сотрудничает с французскими высшими учебными заведениями – Сорбонной, Высшей школой практических исследований, Католическим Институтом. Уже сейчас это начинание приносит самые обнадеживающие результаты.

Что же до второй части Вашего вопроса, русское Православие присутствует во Франции со второй половины 19 века и со временем оно стало частью христианского и культурного наследия этой страны. Это дает нам уникальную возможность прямого диалога как с французским обществом в целом, так и с католической Церковью Франции в особенности. Этот диалог, который уже имеет богатую и взаимно обогащающую историю, который в последнее время стал особенно активным и плодотворным.

– Владыка, как Вам представляются будущие этапы сближения между РПЦ и католической Церковью? Какова роль Московской Патриархии в процессе сближения?

– Я думаю, мы должны продолжать избавляться от стереотипов прошлого, от недоверия и подозрения, сознавая, что и Православие, и Католичество являются двумя ветвями апостольской традиции и имеют общую тысячелетнюю историю неразделенной Церкви.

В то же самое время, мы должны быть честными в отношении того, что нас разделяет, и именно в этой сфере я вижу особую роль Русской Православной Церкви. Именно она сегодня в православно-католическом богословском диалоге отстаивает истинную православную екклезиологию, по которой главой Церкви является Христос, а поместные Церкви в своем общении осуществляют принцип соборности, который и заключается в равенстве всех. Ведь Православие – это не Католичество-бис (bis – «второй в серии, по счёту» – прим.ред.), иначе в самом его существовании нет никакого смысла.

– Несмотря на возникшие трудности Патриарх Кирилл недавно подтвердил, что объявленный задолго до того Всеправославный Собор все же состоится в 2016 г. Каковы цели и задачи Собора? Что принесет его созыв Православию?

– Учитывая то, что последний собор такого рода состоялся в 787 году, нетрудно предположить, что у православных иерархов накопилось немало тем для обсуждения.

На мой взгляд, предстоящий собор будет тестом на способность православных отложить на второй план действительно никчемные и ничего не значащие именно в Православии вопросы первенства, возглавления, диптихов и иерархического порядка, и приступить к выработке совместной позиции по самым острым вызовам современной жизни.

Важным и сложным вопросом, который будет обсуждаться на соборе, является организация Православных Церквей в диаспоре, а также порядок предоставления статуса автокефалии, то есть порядок появления новых поместных Церквей.

– Какие важнейшие задачи стоят в наши дни перед РПЦ?

– Перед Русской Православной Церковью в прошлом, настоящем и будущем стоит одна и та же задача – являть миру идеал христианской жизни, который мы также называем святостью, осуществлять его через свидетельство о Христе всеми возможными способами – от мученичества и новомученичества до социального служения, а также евангелизация и просвещение наших народов. Конечно, это никак не связано и даже прямо противоположно идеям могущества, влияния, власти и внешней силы.

www.blagovest-info.ru
загрузить еще