Тон разговору задал фильм Олега Глаголева «Филадельфия» (Братолюбие) – о братстве епископа Макария (Опоцкого), который был связан с Крестовоздвиженским трудовым братством Н.Н. Неплюева, где и «заразился» на всю жизнь братским духом, хотя братства, создаваемые им в уже совсем других условиях, были совершенно другими и решали совсем иные задачи. Очень ценным свидетельством в фильме были воспоминания последней братчицы, Екатерины Ивановны Пикиной, ушедшей 28 декабря 2012 года. Нашим братчикам посчастливилось встретиться с ней, 90-летней, и взять продолжительное интервью. Особенно запомнились её слова, вынесенные в эпиграф этого круглого стола, да и, пожалуй, любого разговора о церкви, о братстве: «Цените братскую жизнь – она вам понравится»…
Далее разговор продолжили участники круглого стола.
Алексей Мазуров, д. и. н., профессор, ректор Государственного социально-гуманитарного университета:
– Меня два момента поразило: во-первых, как история братства епископа Макария (Опоцкого) возникла, буквально, из небытия. В архиве появилось письмо, кем-то случайно обнаруженное, и вдруг эта история начала «раскручиваться», обрастать подробностями, какими-то живыми деталями, и, в конце концов превратилась вот в этот фильм, в книги… Это удивительная вещь. Ведь в годы войны Екатерину Ивановну угоняли в Германию. Мы и представить себе не можем, через что ей пришлось пройти. Но везде с ней был этот чемоданчик с братским архивом, который уцелел, несмотря на все испытания, все обыски, особенно при обратном интернировании в СССР, где всех тщательно обыскивали. По-человечески, по законам этого мира, это всё не могло сохраниться. Это значит, что был промысел Божий, чтобы всё это сохранилось и дошло до нас. Чтобы мы всё это поняли и осмыслили. Одно из предреволюционных братств ставило своей целью, в том числе: «живое общение епископа, клира и мирян». Это очень важно, поскольку, к сожалению, бывает и неживое общение. Так вот, пример такого живого общения между епископом и мирянами был нам показан в братстве епископа Макария.
Максим Дементьев, редактор издательства Свято-Филаретовского института:
– Я не историк, но, как и многие сейчас, интересуюсь периодом последних лет перед 1917 г. Я думаю, что для всех для нас это важно, в свете 100-летия русской катастрофы, которое не ограничивается только лишь 2017 годом. В этом плане важно понять, что происходило тогда в русском обществе и в церкви. В связи с этим жизнь епископа Макария как епископа, с одной стороны, очень глубоко укоренена в церковной традиции, с другой – очень необычна для того времени. На рубеже XIX – XX веков в Русской церкви были весьма непростые, напряжённые отношения между чёрным и белым духовенством, между клиром и мирянами. Нельзя сказать, что церковь не пыталась разрешить эти противоречия, но все решения проходили в плоскости прав и обязанностей, то есть в плоскости мира сего. А вот епископ Макарий как раз показал евангельское разрешение этой проблемы. И, мне кажется, если бы не последующие потрясения, Русская церковь могла бы прийти к этому естественным путём. И это вселяет большую надежду.
Был задан вопрос, почему жизнь братчиков, проходившая в столь стеснённых условиях, была настолько плодотворной, а сейчас мы видим мало подобных примеров в нашей церковной жизни. Вопрос был задан, прежде всего, священникам, и отец Александр Сирин ответил на него:
– Ну, во-первых, как было уже сказано, обязанности епископа не ограничиваются только катехизацией: в современной жизни у него ещё много обязанностей и ответственностей. Во-вторых, и сейчас известны такие общины, собранные если не вокруг епископа, то вокруг священника. Можно вспомнить известных старцев, духовников… Тех, кто окружён духовными чадами, которые очень связаны со своим духовным отцом. К такому человеку люди приходят не только за духовными советами, но и с житейскими проблемами. И между собой они часто поддерживают близкие отношения. Но, конечно, это не массовое явление – ни тогда, ни сейчас. Хотя патриарх Кирилл и говорил в своих последних выступлениях о возрождении общин и братств. Так что в реалиях современной жизни об этом речь идёт.
Игумен Димитрий (Рябцев):
– С одной стороны, сейчас на церковь нет гонений, и это плюс. Это свобода. С другой – что означает эта свобода? Кто будет пользоваться той свободой? Людей, обладающих теми же качествами, что люди, о которых мы говорили, почти не осталось. Где найти тех людей, которые могли бы передать нам живой опыт?
Александра Буданова, исследователь деятельности братства епископа Макария (Опоцкого), Покровское братство:
– Я бы хотела сказать, что главным отличием этих людей было качество их веры. Люди не просто в братстве были – они его сохраняли и созидали. И на это тратилось много времени и труда. Они осознавали себя живущими не «как все», а по евангелию. Это глубина веры, с какой я больше нигде не сталкивалась. Когда мы встретились, Екатерина Ивановна сказала просто: «Ну как бы мы друг друга узнали? Это же Господь!» Вот так, просто, по вере, они и жили.
Ольга Филиппова, Покровское братство:
– Градус их братской жизни поражает. Вспоминается евангельский эпизод с богатым юношей – и часто сам себя ощущаешь таким – кто с печалью отходит от Христа. Так вот, там, среди них, таких «богатых юношей» не было. Было общение со Христом, желание послужить Ему, нищета духовная. Не случайно появился сборник «Избранные молитвы», написанный в братстве: молитва ведь не родится сама по себе, её не сочинишь – это особый духовный опыт. Меня поразили слова владыки Макария, где он сравнивает себя с рыбаком: забросил удочку – слово Божие, сижу и жду – кого Господь приведёт. Это вселяет надежду и рождает желание быть таким «удильщиком» Божьим, а Господь приведёт.
Владислава Соловьёва
Марина Злуницына