«Экскурсия по одной картине» пригласила всех на ужин в Эммаусе

23 мая 2016
Празднование Пасхи продолжается, и в воскресный день 22 мая Свято-Николаевское малое православное братство пригласило всех желающих на встречу «Экскурсия по одной картине» в библиотеку № 149 на Кожуховской

Во вступительном слове ведущая Анна Гринман рассказала о теме встречи – узнавание и действие Иисуса Христа в жизни человека. Ксения Кудряшова раскрыла тему на основе живописи Микеланджело Караваджо и Харменса ван Рейна Рембрандта по одному сюжетному образу «Ужин в Эммаусе». Сейчас православная церковь празднует пасхальные дни, – от Воскресения до Вознесения Христа, – а ужин Христа с учениками в Эммаусе происходил как раз в дни до Его Вознесения (Лк 24:13-32).

Караваджо. Ужин в Эммаусе. 1602 г.
Караваджо. Ужин в Эммаусе. 1602 г.

Караваджо, изображая учеников, узнавших Христа за преломлением хлеба, попытался передать узнавание Учителя на глубине сердца. На картине в центре Христос, благословляющий и преломляющий хлеб. По этому характерному жесту ученики узнают Воскресшего Учителя, и это самое главное, а затем тотчас же Он исчезнет. Хозяин таверны рядом, но ведет себя отстраненно, не разделяет общее пространство: кто-то узнает Христа, а кто-то – нет, в этом свобода человека. Один апостол медленно привстает со стула, начиная узнавать Учителя. У другого апостола, который изображен в профиль, руки раскинуты, словно повторяя позу распятия, он напряженно всматривается в Христа. Оба ученика хотят броситься к Спасителю, но Он как бы сдерживает их порыв, и сейчас станет невидимым для них. Вместе с учениками Христос предлагает каждому, кто этого захочет, разделить эту трапезу с Ним – есть еще место за столом, оставленное для «зрителя». Локоть одного из учеников Христа, корзина с фруктами и рука другого ученика словно выступают за пространство картины и соединяют его с миром, где находится зритель, позволяя «войти» внутрь.

Образ Христа на картине «Ужин в Эммаусе» сравнивался с образом «Вакха» кисти Караваджо. Гости отметили, что, несмотря на видимую похожесть образов, – возраст, безбородость, некоторую женоподобность, – то, что предлагает юноша с картины «Вакх» кардинально отличается от предлагаемого Христом. «Вакх» предлагает радости мира сего, развлечения ради развлечений. В его глазах зрители увидели отсутствие настоящей радости и заметили, что он скорее искушает. По контрасту с ним образ Христа наполнен иными неземными смыслами, глубиной и силой.

Караваджо. Вакх. 1596 г.
Караваджо. Вакх. 1596 г.

Картина Рембрандта на тему ужина в Эммаусе проникнута сильной эмоциональной составляющей и особым светом, который исходит от Христа. Свет исходит от образа Спасителя – это достигается за счет свечения горящей свечи или масляной лампы за Его головой. Необычна поза Христа, отклоняющегося назад: Он смотрит немного вверх, молится и одновременно разламывает хлеб. Видимо, так художник хотел показать тот самый характерный жест Христа, когда Он молился и преломлял хлеб. Один ученик, простой, непримечательной внешности, немолодой – в ужасе, он испугался, увидев воскресшего Учителя после распятия. Хочется спросить: неужели этот жалкий мужичок – ученик Христа? Но и Сам Христос, если следовать Писанию, был непримечателен внешне: «Нет в нем ни вида, ни величия, нет вида, который привлек бы нас к Нему, муж скорбей и изведавший болезни...» (Ис 53:2). Может это и не случайно, чтобы происходило узнавание его как Мессии не по внешней красоте, а по тому, что можно увидеть лишь духовными очами. Другой ученик припадает ко Христу, преклоняя колени, сбивая на пути стул. Сбылось обещание Христа о Воскресении, сбылись надежды и чаяния учеников, что Он – Мессия. И Он приглашает всех и каждого Его узнать и побыть с Ним, разделяя трапезу с учениками.

Рембрандт. Ужин в Эммаусе. 1629 г.
Рембрандт. Ужин в Эммаусе. 1629 г.

Еще глубже погрузиться в пасхальную атмосферу гостям удалось с помощью музыки. Станислав Малышев исполнил несколько произведений на электронном баяне, начав с современной сегодняшнему зрителю музыки XX и XXI вв., и завершил свое выступление музыкой Баха, вернувшись в XVII в. и помогая лучше проникнуть в атмосферу того времени, когда приблизительно жил и творил Караваджо.

Гости очень активно участвовали в обсуждении картин, задавали свои вопросы. Они были поражены фотографической точностью изображений, такой, что хочется «войти» в ее пространство. По отзывам, они и не предполагали, что в картинах может заключаться столь глубокий духовный смысл, актуальный для каждого лично. Хотя, конечно, были показаны далеко не все картины на тему ужина в Эммаусе, но увиденных картин было достаточно, чтобы понять, как это происходит – встреча и узнавание Бога и Его действия в своей жизни.

Свято-Николаевское братство
загрузить еще