«Двенадцать» Блока: Антихрист или Спаситель мира?

03 февраля 2018
Этот вопрос обсуждали на литературной гостиной Северодвинска

27 января в библиотеке имени Н.В. Гоголя города Северодвинска состоялась литературная гостиная, посвященная 100-летию выхода в свет поэмы Александра Блока «Двенадцать». Этот совместный проект Свято-Архангельского малого православного братства и Северодвинской муниципальной библиотеки стал продолжением разговора о революционных событиях 1917 года, начатого в декабре 2017 чтением «Узла IX» из «Красного колеса» Солженицына.

Поэма «Двенадцать», написанная Блоком в январе 1918 за двадцать дней (8‑28 января) «в порыве вдохновения», стала памятником той эпохи, отразившим настроения многих людей в короткий период русской истории. Как бы Блок ни относился к революции, он, как никто другой, сумел в ней увидеть стихию и изобразить ее, следуя своему призыву: «Всем телом, всем сердцем, всем сознанием – слушайте Революцию!».

Чтобы обновить свое восприятие поэмы и из сегодняшнего дня взглянуть на события столетней давности, участникам встречи было предложено прослушать запись произведения в исполнении Сергея Юрского и посмотреть слайды с иллюстрациями Юрия Анненкова. Художник-авангардист в 1918 году полностью оформил в кубистическом стиле первое издание поэмы Блока «Двенадцать». Оно было выполнено при непосредственном участии самого поэта, который не только оценивал рисунки, но и высказывал свои пожелания. Эти иллюстрации, неразрывно связанные с блоковскими образами, стали классическими. Сам Блок признавался, что если Анненкову что-то не удалось отобразить или выразить, то лишь по вине автора поэмы.

В центре обсуждения оказалась проблема, связанная с поэмой, – явление Христа перед идущим сквозь вьюгу отрядом красноармейцев:

Впереди – с кровавым флагом,

               И за вьюгой невидим,

               И от пули невредим,

Нежной поступью надвьюжной,

Снежной россыпью жемчужной,

               В белом венчике из роз –

               Впереди – Исус Христос.

 

Среди множества интерпретаций для обсуждения были выбраны и представлены две точки зрения: отца Александра Меня и отца Сергия (Савельева).

Отец Александр Мень считал, что если впереди разбойников и убийц показана фигура Христа, то это противоречит Евангелию. Он говорит: «Любой из вас пусть обратится к Евангелию и подумает, можно ли представить себе Иисуса Назарянина в "белом венчике из роз"? Нет, нет. Это тень, призрак. Это пародия. Это то раздвоение сознания, которое ввело в заблуждение наших отцов». Далее, пытаясь найти ответ, отец Александр отмечает, что Блок, как поэт – пророк, почувствовал веру людей в то, что мир можно перекроить кровавым образом и что это будет во благо. Но изобразив Христа в «белом венчике», он, бессознательно прозрев, изобразил псевдохриста, признаваясь в своих дневниках, что на этом месте должен был быть Другой (с большой буквы, то есть Антихрист). Основываясь на тексте Евангелия, отец Александр говорит, что здесь мы подходим к тайне, когда «Христос реально присутствует там, где имя Его может и не произноситься. И напротив – там, где, казалось бы, Он назван по имени и идет, может оказаться, что это не Он, Его антипод. Так не раз бывало в истории» (из лекций о. Александра «Библия и русская литература, ХХ век»). А изображение Христа в «белом венчике», – это бессознательное обращение к античному символу пиршества – на пиру древние римляне украшали себя венками из цветов. Никогда ни в одной иконографии так Христа не изображали. «Это совершенно чуждое образу Христа украшение» (там же).

Противоположную точку зрения высказывает отец Сергий (Савельев). Также основываясь на Евангелии, он убежден, что Христос не покидает человека никогда и даже в самых тяжелых обстоятельствах остается с ним и ждет обращения, поворота ко Христу. Эта оторванность от Бога – «Эх, эх, без креста…», – которую на протяжении всей поэмы подчеркивает Блок, не может привести ни к чему хорошему. И только то обстоятельство, что впереди, пусть и невидим для идущих, «и от пули невредим», как мученик, принявший на Себя все грехи человечества, «нежной поступью» шествует Иисус Христос, дает повод для надежды на прощение заблудших двенадцати, как и всего русского народа.

Важным и необычным в этой встрече было проживание поэмы залом. Участники встречи, разбившись на группы, пытались решить этот вопрос-загадку все вместе. Каждый высказал свое мнение и, что самое дорогое для устроителей встречи, каждый понес этот вопрос в своем сердце. И мы надеемся, что Господь коснется сердец этих людей и даст им Свой ответ.

Светлана Кузнецова, Татьяна Глушко

 

Фото Максима Юрьева

загрузить еще