Дружеский круг в Домотканове

17 сентября 2015
Старинная усадьба интересна не только своей живописностью, но и кругом художников, собравшихся здесь в 90-х годах XIX века...
Усадьба Домотканово, начало XX в.
Усадьба Домотканово, начало XX в.

12 сентября три православных братства: Боголюбское, Троицкое и Георгиевское собрались в усадьбе Домотканово, расположенной неподалеку от Твери. Домотканово – старинная усадьба XVI века. В советское время на ее территории располагался совхоз, основное здание усадьбы со временем разрушилось и сейчас восстанавливается.

Это место привлекло нас не только своей живописностью, запечатленной в картинах русского художника Валентина Серова. Интересен дружеский круг художников, собравшихся здесь в 90-х годах XIX века.

Дом В.Д. Дервиза. Усадьба Домотканово, начало XX в.
Дом В.Д. Дервиза. Усадьба Домотканово, начало XX в.
Дом В.Д. Дервиза. Усадьба Домотканово, н.в.
Дом В.Д. Дервиза. Усадьба Домотканово, н.в.
Окрестности усадьбы
Окрестности усадьбы

В 1886 году владельцем усадьбы становится Владимир Дмитриевич фон Дервиз, который собирает у себя творческих людей – Левитана, Фаворского, Билибина, Ефимова, Симонович-Ефимову – художников, среди которых был и Валентин Серов. Сейчас в Домотканове находится его музей.

Место, где была написана картина «Заросший пруд. Домотканово».
Место, где была написана картина «Заросший пруд. Домотканово».
«Заросший пруд. Домотканово». В.А. Серов, 1888 г.
«Заросший пруд. Домотканово». В.А. Серов, 1888 г.

Эти люди были объединены не только творчеством, но и желанием служения людям, просвещения русского народа. Эти идеи были характерны для кругов интеллигенции того времени и созвучны идеям Приютинского братства, выросшего из студенческого кружка, сложившегося в середине 80-х годов XIX века в стенах Петербургского университета. Студенческая молодежь решила посвятить себя науке и служению народу. В братство входили Д.И. Шаховской, В.И. Вернадский, Ф.Ф. Ольденбург, С.Ф. Ольденбург, И.М. Гревс, А.А. Корнилов. Главным идеологом «Братства» стал князь Дмитрий Иванович Шаховской, будущий общественный и политический деятель, который так сформулировал мировоззренческие позиции братства: «Мы стремимся к возможно полному и всестороннему развитию личности. Мы хотим свободы – не только в правительственных учреждениях, а и в сознании людей, мы хотим дать им возможность не служить тому, что они признают за зло. Мы хотим братства всех людей и полного их взаимопонимания». Сам Дмитрий Иванович осуществлял эти идеи через развитие земской деятельности.

В.Д. Дервиз с дочерью Лелей. 24 августа 1891 г.
В.Д. Дервиз с дочерью Лелей. 24 августа 1891 г.

Владимир Дмитриевич Дервиз также по приезде в Домотканово активно занялся земской деятельностью. В 1897–1900 годах он был председателем уездной, с 1901 – губернской земской управы Твери. Он поднимал сельское хозяйство, отдавал землю крестьянам в аренду и агитировал их объединяться в артели. Построил школу для крестьянских детей, в которой преподавала известный российский педагог Аделаида Семеновна Симонович. На зимних каникулах для учащихся в домоткановской усадьбе устраивали рождественские елки, в которых принимали участие все жители и друзья усадьбы.

Калачевская (дервизовская) школа, 1914 г.
Калачевская (дервизовская) школа, 1914 г.

В 1903 году Владимиром Дмитриевичем была составлена записка о необходимости улучшения быта сельского населения и изменения условий сельскохозяйственного труда. Видимо, записка носила радикальный характер, потому что возник конфликт Тверской губернской управы с местными и столичными властями, получивший широкую огласку в печати.

Такой род деятельности владельца усадьбы и окружавших его друзей вызывал негативную реакцию властей. Это подтверждают архивные документы, хранящиеся в музее – донесение начальника Тверского жандармского управления, которое к этому времени уже вело тайное наблюдение за Дервизом. Образ жизни В. Д. Дервиза настораживал полицию – он собирал народ, предпринимал действия для повышения духовного, культурного и материального уровня их жизни:

«Состоящий под негласным наблюдением землевладелец Тверского уезда Владимир Дмитриевич фон Дервиз … в последнее время обращает особое внимание стремлением к группированию вокруг себя лиц вообще неблагонадежных. Оказывая им широкое гостеприимство в своем имении. Он видимо старается доставить им возможность к наибольшему между собой единению. 6 августа 1890 года он устроил в своей усадьбе спектакль, которому конечно предшествовало и несколько репетиций, давшим возможность всем участвовавшим чаще видеться. Поставлена была пьеса "Бедность не порок". Действующим персоналом, кроме самого фон Дервиза, были его родственники Серова и Симонович, а кроме того, человек двадцать крестьян из соседних селений» (Центральный государственный архив Октябрьской революции. Дело Тверского жандармского управления 1888 г. Д. 235. Л.236).

Судя по всему, В.Д.Дервиз использовал свое положение и для опеки, а возможно и собирания, политических поднадзорных. Это не осталось незамеченным. Сводка жандармерии за 1898 год свидетельствует, что в Тверской губернии «все более усиливающийся наплыв [политических] поднадзорных объясняется тем, что им в губернской управе Дервиз немедленно по прибытии дает достаточные средства для безбедного существования, что поднадзорные… совершенно откровенно говорят, почему Тверь избирается их местом жительства» (Дело департамента полиции. ЦГАОР. «Преступная пропаганда среди рабочих и распространение среди них воззваний». Особый отдел, 1898 г.).

Такая смелая деятельность фон Дервиза привела к тому, что в 1904 году ему было запрещено проживание в Тверской губернии.

Очевидно, что идеи просвещения народа были близки входившему в этот круг художнику Валентину Серову. Об этом свидетельствует фотография в музее, на которой видны слова художника: «Надо, чтобы мужик понимал, а не барин, а мы все для бар пишем».

В.А. Серов
В.А. Серов
Фото с высказыванием художника
Фото с высказыванием художника
В музее В.А. Серова
В музее В.А. Серова

– Это был круг людей творческих, но предъявлялись высокие требования к духовному облику входивших в него людей, – рассказала нам заведующая музеем Светлана Владимировна Мазитова. По ее словам, сравнение того времени с сегодняшним днем позволяет увидеть разобщенность современных людей, нашу замкнутость на себя. И, конечно, знание истории способствует пониманию того, что может объединять людей сегодня, что может быть основанием для их солидарности.

Братская встреча в завершение экскурсии по усадьбе
Братская встреча в завершение экскурсии по усадьбе
Справа - заведующая музея С.В. Мазитова
Справа - заведующая музея С.В. Мазитова

Мировоззрение и жизнь этих людей повлияли на сознание молодого поколения, часто гостившего в Домотканове – молодых Наталии Шаховской, Михаила Шика, Владимира Фаворского, друживших с семьей Дервизов*. «В Домотканове возникла группа людей, связанных не только родственными теплыми узами и профессиональными творческими интересами, но и людей единого стиля жизни, единого психологического настроя, единомышленников в отношении к людям, к Природе, к Искусству, к понятиям Долг, Совесть, Честь», – вспоминал сын художника и скульптора И.С. Ефимова Адриан Иванович Ефимов**. Активная церковно-общественная позиция молодых людей проявила себя очень скоро, в годы начавшегося лихолетья.

Разговор в Домотканове был только начат. Сама тема, жизнь и пересечения этого круга требуют дальнейшего изучения. Надеемся, что знакомство с кругом таких людей поможет и нам быть неравнодушными к тому, что происходит вокруг, и послужит нашему пониманию того, что может объединять людей сегодня.

 * Непридуманные судьбы на фоне ушедшего века: Письма М.В. Шика (Свящ. Михаила) и Н.Д. Шаховской (Шаховской-Шик). Т. 1. 1911-1926.

 ** Т.В. Смирнова. «...под покров Преподобного». Очерки о некоторых известных семьях, живших в Сергиевом Посаде в 1920 г.

Окрестности усадьбы
Окрестности усадьбы
Ольга Борисова (Москва)
Фото Ирины Лебедевой, Валерии Логиновой, а также с сайта Музея-усадьбы Домотканово
загрузить еще