Древнерусские сказки помогут восстановить память и совесть

Ректор СФИ священник Георгий Кочетков о предложении преподавать древнерусскую литературу и церковнославянский язык в школе

Обращение к древнерусской литературе в старших классах школы могло бы способствовать духовному и культурному восстановлению народа, сказал ректор СФИ, комментируя изданию «НГ-Религии» предложение ввести в программу средних школ преподавание древнерусской литературы и церковнославянского языка, озвученное на Рождественских чтениях в Общественной палате РФ.

Вопрос о преподавании древнерусской литературы и церковнославянского языка в школах не пустой. Сейчас знают только «Слово о полку Игореве» и что-то краем уха слышали о «Повести временных лет», может быть ещё что-то в связи с татаро-монгольским игом. Это всё, что выносят из школы. А всё-таки в древнерусской литературе есть вещи шедевральные, и каким-то образом их надо знать.

У многих современных людей нет ощущения своей культуры, они беспочвенны, они перекати-поле, они Ваньки, не помнящие родства своего. Это плохо, тем более в наше время, когда очень много желающих сделать вид, что русские на русской земле «вообще здесь ни при чём», что это «общая земля». А о том, что здесь тысячи лет жили наши предки, исповедовали веру, боролись за свободу и против произвола, всякой лжи и нечестия, просто никто ничего не знает. Это беспамятство граничит с бессовестностью, и чтобы пробудить совесть, нужна твердая основа, как нравственная, так и духовная и культурная. И обращение к древнерусской литературе вполне могло бы заполнить эту брешь. 

Взять к примеру новгородские сказки. Они очень расширяют и лексику, и представление о народе. С одной стороны, эти сказки показывают негативные качества людей, которые жили и живут на нашей земле: лень, всякого рода суеверия, жадность. А с другой стороны, русские сказки очень добрые, разумные, и те, кто их понимает, получают от чтения огромное удовольствие. Они с юмором, веселые, там нет никакой похабщины. Да, есть и какой-то пласт сказок, как везде и всюду, который по своим сюжетам не очень чистоплотен и не очень добр, но это далеко не главное в русской традиции.

Выбирать произведения из древнерусской литературы для школы надо очень грамотно, чтобы их преподавание не было флюсом в школьной программе, не подавляло, а действительно способствовало просвещению и повышению культурного уровня нашей молодежи. 

Изучать такие тексты надо как можно позже, не в пятом и не в седьмом классе. Если западноевропейскую общеизвестную литературу, культуру и историю можно давать и раньше, то русскую историю, которая должна лучше запомниться, и наши памятники литературы, которые сложны уже хотя бы своим языком, следует преподавать ближе к концу обучения.

При этом я не уверен, что надо преподавать в школах церковнославянский язык, потому что слишком мал процент тех людей, которые реально будут что-то на нём читать или слушать. Это всё-таки для каких-нибудь кружков, для тех, кто захочет. А вот основы древнерусского языка, общее представление о нем следовало бы дать. Даже чтобы прочитать сказку, нужно немножко знать язык, старую лексику. 

Так что здесь есть над чем нам размышлять. Есть проблема, но решать её нужно очень разумно, чего часто не хватает тем, кто составляет программы и принимает решения. Надо отталкиваться от той реальности, в которой живут школьники, иметь в виду современное состояние детей, подростков и молодёжи. Даже Достоевского они не понимают. Не все читают, но даже те, кто читает и старается разобраться, часто не понимают. Надо думать, почему люди не воспринимают русскую литературу и что с этим делать. В лучшем случае воспринимают XX век. Всё, что старше, оказывается уже совершенно недоступно. А великая русская литература, святая русская литература не может начинаться только с XX века.

www.sfi.ru
загрузить еще