Священник Георгий Кочетков подвёл итоги года на традиционном Новогоднем молебне
Мы подводим итоги года, чтобы возблагодарить Бога и ближних. Могут спросить, вы что, разве уже забыли, какой был 2020 год? Сколько было искушений, сколько скорбей, болезней и страданий, в том числе и невинных! Мы, конечно, помним и о страдающих, и о тех, кто завершил свой земной путь в этом году из-за инфекции ковида, но не только. Но оказалось, что и хорошего было очень немало.
Господь так дивно устроил всё, что из-за какой-то болезни, – да мало ли болезней каждый год в человеческом роде, – и вдруг мы должны были уйти на какой-то длительный карантин и самостоятельно думать, как нам устраивать нашу христианскую жизнь? И Господь помог. Стали петь те, кто никогда не пел, проповедовать те, кто никогда не проповедовал, читать молитвы те, кто раньше стеснялись это делать вслух при людях. Думая о том, какой Господь хочет видеть молитву Православной церкви, мы сразу стали переводить богослужение на русский язык и включать новый перевод в свою молитвенную жизнь. После того, как Великим постом мы начали делать регулярные трансляции настоящего русского богослужения для Братства, люди из разных епархий и даже стран стали интересоваться ими. И мы решили сделать наш канал открытым, чтобы у всех, кто говорит и хочет молиться по-русски, была возможность участвовать в богослужении внятном, традиционном, поэтичном, и в то же время в меру современном. Это стало получаться практически сразу на основании того опыта, который был накоплен в предыдущие десятилетия в нашей жизни. Богослужение зазвучало, и молиться и проповедовать стало легко!
Господь послал людей, собрал замечательную команду переводчиков. Мы занимаемся этими переводами с утра до ночи, и, так как все профессионалы в своём деле, то получается очень хорошо, хоть, может быть, и не идеально. Но церковнославянский перевод тоже совсем не идеальный.
Да, сначала некоторым трудновато было молиться по трансляции, особенно людям пожилым, не привыкшим к этим премудростям современной технологии. Но научились! И десятки тысяч людей в разных странах мира смотрят наше богослужение, молясь из собственного сердца, но вместе, присоединяясь друг к другу. Это оказалось очень плодотворно. Да, такая молитва через технические средства не может заменить нашей собственной молитвы, но она может нас свести вместе, если наше сердце молится. Бог не может этого не слышать.
А потом мы поняли, что слишком долго сидим без причастия, и с Пасхи начали причащаться запасными Святыми Дарами, вспомнив церковный обычай причащения на дому, когда нет возможности добраться до храма и совершать полную евхаристию. Этот обычай был в древности, о нём пишет и Феофан Затворник, наставляя духовных чад. К этой традиции очень часто обращались в годы советских гонений – совсем недавно. Мы стали совершать не только вечерни, утрени, но и службу изобразительных, к которым традиционно присоединяли таинство причащения.
Люди научились причащать друг друга в домашних условиях, даже когда нет священнослужителей, и делать это благоговейно и достойно. Они стали по-другому при этом смотреть на свой дом, на своё жилище, совсем иначе относиться к своей жизни, по-другому готовиться.
Открылись новые служения женщин – верных, настоящих сестёр во Христе. Оказалось, что они могут читать Писание на богослужении, думаю, что могут и проповедовать. Как тут не возжелать восстановления традиционного для Православной церкви чина диаконисс, а когда-нибудь, может, и пресвитерид?
В помощь молящимся Преображенское братство запустило мобильное приложение с чинопоследованием основных служб, церковным календарём, лекционарием и изменяемыми частями богослужения в режиме онлайн. Результаты исследования ВЦИОМ, проведённого в феврале по заказу Свято-Филаретовского института, говорят о том, что до 75% процентов всех россиян, которые так или иначе связывают себя с православием, поддерживают русский язык в богослужении. Это было громом средь ясного неба! Некоторые сначала даже не поверили, особенно в официальных церковных структурах – они не привыкли смотреть в лицо прихожанам и знать их чаяния.
Но неслучайно как в конце 2019, так и в конце уходящего 2020 года прозвучали заявления патриарха Кирилла о возможности и нужности русификации богослужения. Более или менее глубокая русификация велась ещё с начала XX века, над этим многие потрудились, в том числе новомученики и исповедники нашей церкви. Русификация – тоже перевод, но всё же лучше сразу делать перевод полноценный. Мы делаем его и, надеюсь, это пригодится всей церкви, и все смогут им пользоваться и его оценить, ведь это первый в истории настоящий перевод на русский язык. Надеюсь, что если хватит наших сил, то до Троицы мы будем иметь все необходимые для полного годового круга богослужений литургические тексты на русском языке.
Конечно, более полноценное включение людей в жизнь нашей Православной церкви не могло не вызывать реакцию и, как бывает в таких случаях, начались всякие странные обвинения в адрес Преображенского братства, Свято-Филаретовского института и в мой адрес. Некие «тверские прихожане» из организации «Двуглавый орёл» приписывали нам какие-то совершенно фантастические вещи и стали совершать провокационные вылазки, делать вид, что их голос это и есть голос церкви, который может повелевать архиереям. Эти силы давят на церковное руководство, не стесняясь провокаций и клеветы, так что даже патриарху пришлось образовать некую комиссию с поручением проанализировать богословские изыскания и богослужебную практику вашего покорного слуги. Ну что ж, если они найдут, что можно улучшить в нашей позиции и взглядах, мы будем только благодарны. А если будут придумывать обвинения, как это уже было двадцать лет назад, то будет, конечно, неприятно и неловко перед всем православным миром, который, конечно, внимательно смотрит на то, что происходит в нашей церкви в том числе и в связи с непростой ситуацией в мировом православии.
В этом году мы отметили 30-летие Преображенского братства и провели 31-й Преображенский собор. Оказалось, что наши братчики есть по меньшей мере в 18 епархиях Русской церкви и в 54 городах России и зарубежья.
Кроме того в августовские дни мы смогли провести в онлайн замечательный Форум «Имеющие надежду». В рамках Форума за год прошло более 100 онлайн событий, которые увидели в интернете и смогли откликнуться десятки тысяч людей.
В сентябре мы освятили новое здание Свято-Филаретовского института, где по благословению святейшего патриарха Кирилла была устроена домовая часовня во имя святителя Филарета Московского.
В начале октября я отпраздновал своё семидесятилетие. Для меня стало неожиданной радостью услышать столько хорошего в свой адрес, сколько я, кажется, никогда в жизни не слышал.
В конце года, 30 октября, прошла очередная традиционная «Молитва памяти», к которой в молитвенном марафоне в интернете присоединилось более десяти тысяч человек. А с 30 октября до 7 ноября, дня русской катастрофы, мы провели дни скорби и покаяния, открыв в начале ноября первую сессию Русского университета, где вспоминали также столетие исхода русских войск из Крыма и 75-летие второй волны эмиграции. Молились за всех, покинувших родину, потерявших её в ХХ веке.
Интересно, что вспышка ковида привела к какому-то новому откровению в Православной церкви. Мне пришлось участвовать в Международной онлайн конференции «Религиозные общины и церковь во время пандемии» в первой половине апреля этого года в Фессалониках. Там мы обменивались опытом, как можно устраивать церковную жизнь, когда она подносит такие сюрпризы, как нынешняя пандемия.
Конечно, мы помогали нашим братчикам, которые болели. Мы помним и поминаем тех братьев, которые скончались от ковида, будучи кандидатами в братство – Николая Кондрашова и Авенира Калинина. Мы следили за тем, что происходит в церкви, молились о страждущих и очень сожалеем, что такое большое количество духовенства, насельников и насельниц монастырей болели.
Вспоминая последние события, стоит сказать и о снятии епископского сана с Флавиана (Митрофанова), об освобождении нескольких епископов от управления епархиями за неблагочестивую жизнь и плохое несение своего служения. Что-то стало двигаться в церковной жизни по-новому, чего не было за последние 30 лет и в советские времена. Может быть, действительно будет больше правды? Может быть, действительно люди, настроенные и ведущие себя антицерковно, будут отдаляться от церковной жизни, чтобы их не путали с теми, кто эту жизнь созидает?
Мы надеемся, что вся церковь соберёт свои силы для того, чтобы быть единой просвещённой церковью, без страхов и растерянности и не теряющей разума в трудных обстоятельствах.
Пандемия дала повод каждому ощутить большую ответственность за свою церковную жизнь. Стало очевидно, что не нужно христианину, чтобы его всю жизнь вели, как маленького ребёнка, за ручку, или как коня за уздцы. Христианин может быть свободным и самостоятельным, жить по закону любви и свободы, познавая истину и правду, идя за Христом, становясь светом миру и солью земли. Мы рады тому, что и дети, и подростки, и молодёжь тоже начинают это понимать и меньше раздваиваются в своей жизни. И значит, меньше опасений, что они могут потерять Бога, потерять путь истины и вернуться на путь зла и мрака.
Пусть каждый из нас, думая о прошедшем 2020 годе, делает свой вывод, стараясь угождать Богу и раскрывать свой потенциал, чтобы восстанавливать полноту жизни церкви и всех служений в ней. И пусть поможет нам в этом Господь! С наступающим Новым годом, дорогие братья и сёстры!