Колокол как символ известен давно. Его звучание всегда и толковалось, и воспринималось по-разному: в одном случае веселый перезвон колоколов возвещал о счастливых событиях в жизни людей, таких, как праздник, свадьба или победа; в другом – тревожный набат сигнализировал о грозящей опасности, нашествии врага, беде; в третьем – печальный и торжественный звон раздавался, когда кого-то отпевали и хоронили; в четвертом звук колокола лишь бесстрастно отмечал ход времени. Отсюда и символические значения победы, опасности, смерти и времени, вестником которых является колокол.
Зачастую звон колокола толкуют даже как Божественный глас, а его язык (било) – как язык проповедника, доносящий до людей слово Божие. А церковным колоколам приписывается даже сила изгонять бесов… Все так.
Но колокола – еще и просто удивительные и интересные музыкальные инструменты, часто – просто гигантские сооружения, разного размера, формы, звука, завораживающие своим звоном и приковывающие к себе внимание, особенно детское.
И как же не воспользоваться случаем, прогуляться на колокольню в светлые дни Пасхи, когда это разрешено*, самостоятельно ударить в колокол, а заодно и подумать о празднике Пасхи, вместе порадоваться, познакомиться, пообщаться, подготовить подарки! Что мы и сделали. Детский центр Свято-Екатерининского православного братства и детская художественная школа им. Андрея Рублева пригласили друзей на экскурсию по храму и на колокольню.
На эту пасхальную прогулку собралось немало детей и взрослых. Сначала рассказали гостям о Храме-на-Крови, об истории его строительства, о царской семье, увидели иконы, нашли изображения для кого-то уже знакомых святых и русских царей. Два десятилетних мальчика Антон и Тимофей рассказали о тех святых, которые им запомнились. Антон рассказал о недавно прославленном царском враче Евгении Боткине. Его удивило, что святой Евгений, зная, что идет на смерть, оставив родных детей, поехал вслед за царской семьей, исполнив свой долг до конца. Тимофей говорил о святителе Филарете Московском, о том, как он научал, просвещал людей, каким верным и смелым был человеком. Тимофею запомнился такой случай из жизни святителя: как владыка Филарет отказался освящать триумфальную арку в Москве, возведенную в честь победы России в битве с Наполеоном, поскольку на ней были изображены языческие боги. Митрополит совершил молебен на основание памятника, но когда ворота были сооружены и государь пожелал, чтобы московский архипастырь освятил их, бесстрашный святитель отказался сделать это, заявив, что «служителю Бога истинного невозможно освящать и окроплять святой водой изваяния, представляющие языческие лжебожества».
Кульминацией экскурсии стало, конечно, восхождение на храмовую колокольню и праздничный перезвон колоколов на высоте шестидесяти метров над Екатеринбургом, который оглушительно возвещал о Воскресении Христовом.
После такого радостного восхождения дети «снизошли» в художественную школу, где они смогли изготовить подарки для друзей и выпить чая.
* На Светлой Седмице (неделя после Пасхи) церковный устав позволяет звонить в колокола в не богослужебное время. Традиция открывать колокольни для всех желающих, как полагают, к XIX веку в России уже существовала. Второе рождение она получила в 1990-е годы.