Аверинцевские чтения, проходят в Твери с 2007 года. Конференция обращена к наследию академика Сергея Аверинцева – ученого-филолога, поэта, переводчика, историка культуры, для которого вся научная, церковная и общественная жизнь была в первую очередь общением в самом высоком смысле этого слова.
Аверинцев принципиально никому не навязывал свою точку зрения или свой метод работы, никогда диалог не превращал в монолог, когда мнение собеседника и его слово не предполагаются. «Свою работу с аспирантами он описывал так: “Я им говорю, как сам делаю, а потом предлагаю сделать по-другому”, – вспоминает заместитель декана философского факультета МГУ Алексей Козырев. – Это, конечно, свидетельствует о том, что Сергей Сергеевич был настоящим дидаскалом, настоящим учителем. В общении другой должен быть доминантой, а не стенкой, с которой играют в пинг-понг, упражняясь в собственном красноречии. Ценность диалога в том, чтобы открыть для себя внутренний мир другого человека, постичь его. И Аверинцеву это глубинное общение было хорошо знакомо».
В своей статье «Слово Божие и слово человеческое» Сергей Аверинцев писал, что диалоги лежат у самого основания этого мира, и человеческое слово, каким бы немощным и блеклым подчас ни казалось, укоренено в Божьем слове. В то же время мы видим, как сегодня слово распадается, и такие основополагающие понятия внутреннего человеческого опыта, как милость, любовь, мир, слишком часто выхолащиваются или оказываются нагружены ложными смыслами, распадаются. Вместе с ними распадается и сам человек. И важно вглядеться, что происходит с общением, каким влияниям оно подвержено и что служит его исправлению и исцелению.
Между тем, будет ли слово услышано, во многом зависит от того, как оно произносится. Аверинцев, на первый взгляд, говорил удивительно монотонно. Тем не менее, на его лекции в Политехническом музее собирались по 600 человек. «Было в его манере говорить нечто, что заражало аудиторию, – говорит Алексей Козырев. – Это были слова, окрашенные в тона сердца».
«Способность к общению связана с желанием этого общения, – считает старший преподаватель СФИ Лидия Крошкина. – Говоря “я интроверт”, человек словно заявляет своё право на не-общение. И если, признавая травматичность общения, мы оставим за собой право уклоняться от него, то мы в большой опасности, поскольку выбираем не мир, но успокоенность. Аверинцев призывает не соглашаться на такое ложное спокойствие, но искать истинного общения».
Часто человек оказывается в таком «рассыпанном» состоянии, что никакой жажды общения в нем нет. «Почему же Аверинцеву всегда было что сказать? – задается вопросом старший научный сотрудник Института истории и теории мировой культуры МГУ Ольга Седакова. – Сергей Сергеевич не менее слова ценил молчание. Он выходил – и об этом он не раз писал – к людям из того “большого молчания”, в котором и рождается новое слово».
«Как молчание и общение дополняют друг друга, так же можно соединить дух и смысл, – говорит ректор СФИ священник Георгий Кочетков. – Наш круглый стол называется “‘Твоё да будет со мною слово’: к какому общению мы призваны”. Слово – это смысл. А общение больше связано с духом, с его высотой, чистотой и полнотой. Но если мы хотим преодолеть распад оснований нашей жизни, общества, церкви, человека, то мы должны думать о единстве и полноте духа и смысла. Это не синонимы, но две стороны одной медали. И это точно урок Сергея Сергеевича. Нам нужно научиться соединять дух и смысл, разуметь их, стремиться к их полноте».
VII Международная научно-богословская конференция “Аверинцевские чтения” была организована Свято-Филаретовским православно-христианским институтом, Преображенским братством, культурно-просветительским фондом «Ника» и Тверской областной библиотекой им. А.М. Горького. Конференция проходит в рамках Форума национального покаяния и возрождения «Имеющие надежду».
Екатерина Евсеева
Фото: Дмитрий Глущенко