Десять лет назад состоялось воссоединение Русской православной церкви в Отечестве и за рубежом

19 мая 2017
Десять лет назад, 17 мая 2007 года, в Москве состоялось подписание Акта о каноническом общении между Русской православной церковью Московского патриархата и Русской православной церковью заграницей

Документ, который провозгласил воссоединение двух Церквей, подписали в храме Христа Спасителя патриарх Московский и всея Руси Алексий II и первоиерарх Русской церкви заграницей митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский Лавр. 

Документ гласит, что «Русская православная церковь заграницей пребывает неотъемлемой самоуправляемой частью Поместной Русской православной церкви». 

В результате подписания Акта произошло окончательное воссоединение Русской православной церкви и Русской православной церкви заграницей. 

После подписания Акта патриарх Алексий II и митрополит Лавр совершили в храме Христа Спасителя первую совместную Божественную литургию. 

Разделение Церкви 

История Русской православной церкви заграницей началась в годы гражданской войны, когда юг России был занят белой армией. В мае 1919 г. там состоялся церковный Собор, учредивший Временное высшее церковное управление, которое возглавил митрополит Киевский Антоний (Храповицкий) как старейший русский иерарх. Первое заседание Управления состоялось в ноябре 1920 г. на пароходе, следовавшем из Крыма с беженцами в Константинополь — город, который решено было избрать местом своего пребывания. 

Каноническим основанием существования РПЦЗ является Постановление патриарха Тихона, синода и Высшего церковного управления №362, выпущенный в условиях гражданской войны в 1920 г. и позволявший епископам, оказавшимся вне связи с центральным церковным управлением, создавать временные объединения. 

Однако вскоре решением сербского Собора епископов митрополиту Антонию был предоставлен патриарший дворец в Сремских Карловцах (Югославия), где в ноябре 1921 г. открылся церковный СОБОР, открыто не признававший коммунистическую власть в России; в ответ на это под давлением большевиков был издан патриарший Указ 348, упраздняющий Высшее церковное управление. 

Последующий, в мае 1923 г., Архиерейский собор (при личном участии 12-ти епископов и с письменными отзывами от 16-ти других) постановил, что высшим органом РПЦЗ является ежегодный Собор под председательством митрополита Киевского Антония. 

Окончательный разрыв отношений с Москвой произошел в конце 20-х годов, когда, после принятия в 1927 г. декларации митрополита Сергия (Страгородского) о лояльности советской власти и возможности сотрудничества с ней, подписи под этой декларацией стали требовать и от находившихся за рубежом русских православных епископов, что было для них неприемлемо. 

Параллельно с РПЦЗ за рубежом возникла также Архиепископия (экзархат) русских православных приходов в Западной Европе, основанная в Париже митрополитом Евлогием (Георгиевским) и вошедшая в юрисдикцию Вселенского (Константинопольского) патриарха. Небольшая часть русских эмигрантов сохранила верность Московскому патриархату. 

Во время второй мировой войны новому руководству РПЦЗ пришлось перевести Архиерейский собор в Мюнхен и пойти на сотрудничество с гитлеровскими властями. 

В 1950 г. ее заграничный Синод переехал в Нью-Йорк. 

С Московской патриархией РПЦЗ не имела полнокровных отношений ввиду разногласий, существующих еще с карловацкого периода. Представители зарубежной церкви называли два главных препятствия на пути к единству. В первую очередь это «сергианство» и «экуменизм» — сотрудничество Русской православной церкви с безбожной советской властью (декларация митрополита Сергия (Страгородского) 1927 г.) и участие РПЦ в экуменическом движении — движении к единству всех христианских конфессий, включая католиков и протестантов. Особой критике подвергается членство Русской православной церкви во Всемирном совете церквей.  

Представители же Русской церкви считают, что уступки советской власти были единственно возможным условием сохранения церковного института в стране, а участие в экуменическом движении необходимо для свидетельства о православии во внешнем мире. 

Воссоединение Церкви 

Процесс воссоединения Русской церкви оказался непростым. Иерархи зарубежной церкви после распада СССР требовали от Московского патриархата покаяния за годы сотрудничества с безбожниками, одновременно приняв в свою юрисдикцию ряд приходов на территории России, чем только усугубили раскол. Таким образом, несмотря на освобождение Церкви в России от коммунистического гнета, раскол Русской церкви сохранился. Призывы к возвращению в лоно Матери-Церкви, неоднократно исходившие из Московской патриархии, не были восприняты за рубежом. 

1 апреля 2003 года патриарх Алексий II отправил послание, адресованное иерархам, возглавляющим различные православные ветви русского происхождения. Таковых ветвей три: Русская православная церковь Московского патриархата, Русская православная церковь заграницей и экзархат Константинопольского патриархата для приходов русской традиции в Западной Европе. 

Патриарх Алексий II предложил план, предусматривавший создание полунезависимого Митрополичьего округа, объединяющего все «ветви» Русской церкви под формальным руководством Московской патриархии и с перспективой предоставления автокефалии в обозримом будущем. 

Однако начавшийся вскоре диалог с РПЦЗ продвинулся гораздо дальше, чем застопорившийся процесс формирования митрополичьего округа в Западной Европе. 

Ключевую роль в этом процессе сыграла дипломатическая миссия президента РФ Владимира Путина. Находившийся с визитом в Америке в сентябре 2003 года президент встретился с первоиерархом РПЦЗ митрополитом Лавром и членами Синода РПЦЗ и передал им приглашение от патриарха Московского и Всея Руси Алексия II посетить Россию и наладить диалог. 

Далее один за другим продолжали следовать шаги навстречу друг другу. 

17 ноября 2003 года в Москву на встречу с патриархом Алексием II прибыли с официальным визитом архиепископ Берлинский и Германский Марк, архиепископ Сиднейский и Австралийско-Новозеландский Иларион и епископ Сан-Францисский и Западноамериканский Кирилл. Виднейшие иерархи РПЦЗ не в первый раз посещали российскую столицу, но этот визит состоялся по официальному приглашению патриарха и благословению главы зарубежной церкви митрополита Лавра. 

18 ноября 2003 года состоялась закрытая встреча приехавших епископов с членами Священного синода РПЦ. 

19 ноября 2003 года в патриаршей резиденции в Московском Даниловом монастыре завершился второй, расширенный раунд переговоров патриарха Алексия II с архиереями Русской православной церкви за рубежом. В нем приняли участие все члены зарубежной делегации и члены Священного синода РПЦ. Участники встречи обсудили проблемы сближения Русской православной церкви и Зарубежной церкви, а также создали комиссии для работы над проблемами, мешающими объединению. 

13—17 декабря 2003 года Зарубежная церковь провела Архиерейский собор, главной темой которого стала дальнейшая судьба Русской зарубежной церкви и пути ее сближения с Церковью в Отечестве. В преддверии Собора патриарх Алексий направил его участникам специальное послание с призывом преодолеть трагическое разделение между двумя частями Русской церкви. Одновременно патриарх выразил покаяние за те слова и дела, которые не содействовали примирению. Собор принял обращение к пастве и утвердил текст ответного послания патриарху Московскому и всея Руси Алексию II. 

С 14 по 28 мая 2004 года состоялся визит делегации РПЦЗ и эпохальная встреча и переговоры двух первосвятителей, глав Русской православной церкви Московского патриархата патриарха Алексия II и Русской православной церкви заграницей митрополита Лавра. Главный их итог — удалось найти общий язык, согласовать подходы и выразить общее желание сторон к объединению. На переговорах было также признано необходимым продолжать общее научно-историческое изучение церковных событий ХХ века, в особенности подвига святых новомучеников и исповедников Российских и опыта существования Церкви в условиях гонений. 

Итоговый визит патриарха Алексия и митрополита Лавра к президенту Путину, который принимал их в Новоогареве, укрепил переговорный процесс. 

С 22 по 24 июня 2004 года в Отделе внешних церковных связей Московского патриархата состоялась первая рабочая встреча комиссий Московского патриархата и Русской зарубежной церкви. Комиссии обсудили ряд вопросов в соответствии с договоренностями, достигнутыми во время официального визита делегации Русской православной церкви заграницей, возглавляемой митрополитом Лавром в мае 2004 года. Были выработаны согласованные предложения по вопросам взаимоотношений церкви и государства, по отношениям с инославными и межконфессиональными организациями.  

После июньской встречи было объявлено об урегулировании имущественных разногласий. Было объявлено, что в числе прочих подготовлен проект документа «О каноническом статусе Русской зарубежной церкви как самоуправляемой части поместной Русской православной церкви». 

Документы, выработанные в ходе встречи, были одобрены 5 июля 2004 года на заседании Архиерейского синода Русской зарубежной церкви в Сан-Франциско, а 17 августа 2004 года — на заседании Священного синода Русской православной церкви в Москве. 

Кроме того, Синод РПЦ призвал прекратить судебные дела между двумя частями Русской церкви и активизировать паломническую, издательскую и иную совместную деятельность священнослужителей и мирян.  

В июле 2004 года на встрече митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла с архиепископом Сиднейским, Австралийским и Новозеландским Иларионом было заявлено, что Русская зарубежная церковь и Московский патриархат собираются вести совместную пастырскую работу среди православных за пределами России. 

С 14 по 16 сентября 2004 года в помещениях собора Новомучеников и исповедников Российских Русской православной церкви заграницей в Мюнхене состоялась вторая рабочая встреча комиссий Московского патриархата и Русской зарубежной церкви. 

Итогом двух совместных заседаний стали согласованные проекты документов, затрагивающих весь круг порученных комиссиям вопросов, в частности, об отношениях Церкви и государства, об отношениях православия с неправославными общинами и межконфессиональными организациями, о каноническом статусе Русской зарубежной церкви как самоуправляемой части поместной Русской православной церкви, а также и о преодолении канонических препятствий к установлению евхаристического общения. 

В ходе дальнейших совместных заседаний комиссий в Москве (17—19 ноября 2004 года) и в Париже (2-4 марта 2005 года) были подготовлены проекты ряда документов, одобренных впоследствии священноначалием Московского патриархата и Русской зарубежной церкви. 

21 июня 2005 года на официальных сайтах Отдела внешних церковных связей Московского патриархата и РПЦЗ одновременно были опубликованы документы встречных комиссий по диалогу Московского патриархата и Русской православной церкви заграницей о восстановлении церковного единства. 

6—14 мая 2006 года в Сан-Франциско проходил IV Всезарубежный православный Собор Зарубежной церкви. Он был созван впервые за 32 года — специально для рассмотрения вопроса о готовности духовенства и мирян РПЦЗ к примирению с Церковью в Отечестве. Со всего мира собрались 127 депутатов, 11 архиереев. Среди духовенства и мирян — представители из Германии и Австралии, Южной и Северной Америки, Англии, Сибири и Украины. IV Собор стал самым значимым по важности проблем, поднятых на нем.  

12 мая 2006 года IV Всезарубежный собор в Сан-Франциско принял резолюцию о восстановлении евхаристического общения с Церковью в Отечестве. Резолюция была принята открытым голосованием, почти единогласно.

rublev.com
загрузить еще