Что значит посвятить всю свою жизнь служению Богу?

Возможно ли это? И если да, как к этому прийти? Как при этом понять, кому (чему) служишь, не поклоняешься ли тем или иным идолам?

Возможно ли это? И если да, как к этому прийти? Как при этом понять, кому (чему) служишь, не поклоняешься ли тем или иным идолам?

 

Протоиерей Павел Адельгейм: На вопрос «как посвятить жизнь служению Богу?» замечательно отвечает библейское выражение «ходить перед Богом». Это заповедь, данная в книге Бытия «Я Бог Всемогущий; ходи предо Мною и будь непорочен» (Быт 17:1). Та же книга Бытия свидетельствует, что заповедь эта исполнима и называет людей, которые её исполнили: «Енох ходил пред Богом; и не стало его, потому что Бог взял его» (Быт 5:24). «Ной был человек праведный и непорочный в роде своём. Ной ходил пред Богом» (Быт 6:9). «Ты сделал рабу Твоему Давиду, отцу моему, великую милость за то, что он ходил пред Тобою в истине и правде» (3 Цар 3:6). Посвятить свою жизнь Богу означает всегда осознавать себя в Его присутствии.

Достигаем этого, всегда помня и повторяя Его имя. «Непрестанно молитесь», - призывает апостол.

Ещё сложнее не потерять, что приобрёл, и достигается непрекращающимся подвигом трезвения. Христос даёт эту заповедь и многократно повторяет в Евангелии. Он выразил заповедь одним словом: «бодрствуйте!». В другом месте: «трезвитесь»! Подлинное следует отличать от всякой подмены, и это бывает просто для тех, кто бережёт принятое откровение. Подмена возникает там, где ты её ищешь, даже если не хочешь в этом признаться самому себе.

Профессор Н.А. Струве: Кто говорит, что он посвящает или хочет посвятить всю свою жизнь Богу и человеку, чаще всего самообольщается. Отчасти это могут сказать монахи или давшие вопреки своей природе обет целибата, поскольку они отказываются от существенной части личной жизни, тоже заповеданной Богом, но и у них бывают самообольщения и жестокие соблазны, например, власти и самослужения. Примеры некоторых святых показывают, что полная самоотдача, посвящение себя Богу и человеку возможны в исключительных случаях. Отдавать себя Богу – это жить в любви к ближнему, как к самому себе, в любви к миру, Богом созданному, в духе истины и правды, до готовности пострадать за правду.

Идолы – это нечто конечное, возведенное в абсолют. А главное, что нам всем доступно, хотя и дается с трудом, это – смирение, оно уже есть само по себе служение Богу и человеку, и, как таковое, не подвластно идолопоклонству.

Профессор Жорж Нива: Трудно мне ответить на такой вопрос. Я любуюсь некоторыми личностями святых или мирян, которые отдали всю свою жизнь служению ближнему и тем же – Богу. Таких людей мы знаем – многих по истории и нескольких в нашем окружении. Есть известные, как д-р Швейцер, мать Тереза, Франциск Ассизский, есть анонимы.

Трудно мне судить об отшельниках или монахах типа католических картезианцев (их основной монастырь недалеко от места, где я живу, в Альпах), которые целиком отдают себя Богу. Одна моя тетка была такой: она принадлежала женскому ордену «клариссинок». Мои многочисленные разговоры с ней – важнейшая веха в моей жизни. Она для меня живой и верный пример возможности полной отдачи себя Богу. Она мне завещала свой дневник, и это текст мистический. Святая Клара, учредительница ордена Клариссинок, была сестрой Франциска Ассизского. Лучше всего я понимаю францисканцев, которые не заботятся о завтрашнем дне и, в принципе, живут «как птицы небесные». Ведь Иисус был бродягой и не велел Своим ученикам заботиться о завтрашнем дне. (А нам-то, простым людям, – наоборот...)

Однако мне кажется, что хорошо управляемая жизнь мирская, будь это с экономической, сексуальной, семейной точки зрения, не менее – служение Богу. И что любование красотой сотворенного мира также есть служение Богу (люблю «Цветочки» Франциска Ассизского), тем более, что ныне эта красота в большой опасности.

Найти в сложной и духовно опустошенной современной жизни свой путь служения трудно и очень увлекательно для сердца. Я уважаю Блеза Паскаля, почитаю его, но считаю его пример не образцовым: после своего обращения он полностью бросил физику и математику и стал как бы светским анахоретом. А ведь нас, обычных верующих, интересует именно, как связать математику с верой, профессию и ремесло со служением Богу, семейную жизнь с любовью к ближнему.

Надо добавить, что я вполне допускаю, что в нашей жизни могут чередоваться периоды работы, влюбленности, отдачи себя семье с периодами как бы «монашескими». То есть неполного и как будто более полного служения Богу. Имею в виду не столько паломничества, сколько целые годы, отданные служению ближнему – чередование нормальной жизни и длительных отпусков, «sabbaticals», как говорят американцы, полностью отданных Богу. Но с возвращением к «нормальной жизни». У меня в моей жизни такое, увы, не получалось, но я любуюсь молодыми людьми, которые на год-два покидают всё и лечат людей в далёкой стране или в бедных кварталах своего города. Этим они нам лучше всего показывают, что и в нашем духовно бедном мире человек еще может служить Богу. И мне кажется, что, порой даже не сознавая этого, они воздвигают настоящую Церковь. «Личность – это видение Бога», пишет Леон Блуа в своём дневнике. Если вдуматься, это и пугает, и обнадёживает...

Профессор Александр Копировский, ученый секретарь СФИ:
В советское время часто цитировалось высказывание писателя Н. Островского, автора культового романа «Как закалялась сталь»: «Жизнь дается человеку только один раз, и прожить ее надо так, чтобы ... умирая, мог сказать: вся жизнь, все силы отданы самому прекрасному на земле – борьбе за освобождение человечества». Напыщенность этой фразы мгновенно стала объектом иронии – по контрасту с грубой реальностью, которая сразу душила прекрасные порывы. Но есть в ней и трезвое зерно: понять, что значит отдать всю жизнь служению, можно только пред самым ее концом. В этом смысле вопрос, на который мне нужно ответить, повисает в воздухе. Поэтому могу сказать немногое и предположительно. Видимо, вначале нужно, по слову премудрого Сираха, как следует «приготовить душу свою к искушению» (Сир 2:1). А значит – перестать думать, что целожизненное служение Богу возможно только «духовным профессионалам» или, того хуже - великим святым. Великое служение – да, для великих людей (я таких видел), но просто служить Богу (и служить всегда) призван каждый верующий в Него человек. И главное здесь, мне кажется, не пытаться начать некий процесс подготовки, чтобы потом, получив «диплом», идти служить, как после института – работать на производстве. Начало служения – в серьезном и, одновременно, радостном отношении к тому, что встречает любого человека сразу после оглашения. Храм, молитва, причастие, самостоятельное и совместное с братьями и сестрами чтение Писания и писаний, общение всегда с надеждой сказать хоть маленькое благое слово. Все это – без самоутверждения, без попыток непременно придумать что-нибудь «этакое». Служение, и именно на всю жизнь, начинается, как правило,  незаметно...

Владимир Якунцев, сопредседатель Миссионерско-катехизаторского общества: Бог до ревности любит дух, живущий в нас. Поэтому Господь отдает нам всего Себя, поэтому и мы призываемся к этому. Если получается с нашей стороны по-другому, то это всегда лукавство. А прийти к общению и единству с Ним можно только через жажду этого общения и единства. Собственно такая жажда и есть вера.

Кирилл Мозгов, руководитель издательства Преображенского братства: То, что возможно отдать служению Богу всю жизнь, мы видим на примере самых разных людей – от апостолов до наших современников. Что это значит и как к этому прийти? Услышать обращенный к тебе призыв Божий и ответить на него. Не у всех это бывает так ярко, как у пророка Исайи, ап. Павла или Н.Н.Неплюева. Но каждый может сделать этот шаг, потому что Господь обращается к каждому человеку. Н.А. Бердяев писал, что подлинная свобода – это не момент выбора, подлинная свобода рождается только тогда, когда выбор уже сделан. А служение Богу может быть только в свободе.

Людмила Комисарова, руководитель Богословского колледжа при СФИ: Если служить Богу, то всей своей жизнью, потому что жизнь у человека одна. Человек, который пытается прожить несколько жизней, или болен, или глуп. В нормальном случае человек знает цель своей жизни и всегда исходит из этого. Для верующего человека цель жизни в служении Богу.

К служению Богу прийти чаще всего трудно, потому что нужно самого себя и всю свою жизнь Богу отдать. Страшно на это решиться, но если решился, больше никуда идти не нужно, начинается путь служения Богу.

Елена-Милена Королёва, доброволец 1-го московского хосписа: Это значит умереть для греха, потому что если ты для греха не умер, то он обязательно тебя настигнет в той или иной форме и через десять, и через двадцать лет жизни в Церкви и в общине. Если ты не сжег хоть один мост, то рано или поздно ты убежишь по нему на другую сторону, и тебе будет казаться, что можно совместить служение Богу и устраивание своей личной судьбы. И эта раздвоенность в конце концов лишит тебя всего и приведет в такую безблагодатную ситуацию, из которой любой выход будет с минусом. Только умерев для греха, можно прийти к целожизненному служению, иначе не получится.

Маргарита Шилкина, декан факультета религиоведения СФИ: Богу можно отдать только всю свою жизнь, ибо она вся Его изначально. Если мы что-то оставляем «для себя», то мы это теряем навсегда, т.к. вне Бога жизни просто нет. Служить целожизненно – это значит все, что Господь подарил нам, вернуть Ему обратно с благодарностью и прибытком, как приращение талантов: любовь, жизнь, друзей, братство и общину, образование, семью и детей, работу, наше здоровье, способности и духовные дары – чтобы ничего из этого не стало вдруг дороже Самого Бога и Христа, не затмило любви к Нему, не отделилось от Него и не было присвоено нами как «свое».

И история Церкви, и ее жизнь сегодня показывают, что это действительно возможно. И удивительно, что это возможно и собственно в церковном служении, и в науке, и в поэзии, и в преподавании, и даже в тяжелой болезни, приковывающей к постели. Помня о величии служения святых всей церковной истории, хочется благодарить Бога за те встречи, которые были и есть в моей жизни сегодня: с владыкой Михаилом (Мудьюгиным), отцом Виталием Боровым, Сергеем Сергеевичем Аверинцевым, Никитой Алексеевичем Струве, Аллой Даниловной Василевской и, конечно, с отцом Георгием Кочетковым, родившим меня и многих-многих из нас во Христе. Их жизнь убедительно свидетельствует о том, что и в наше время можно всю свою жизнь прожить как целостное служение Богу и Церкви.

загрузить еще