Что значит быть иноком в современном мире?

10 декабря 2014
В Кишиневе прошли III Международные «Паисиевские чтения» на тему «Иночество в миру в эпоху постмодерна»

1128 ноября, в первый день Рождественского поста, Церковь вспоминает своего выдающегося подвижника – преподобного Паисия Величковского, духовное наследие которого еще предстоит заново раскрыть в новом тысячелетии христианской истории. В дни поста, быть может, самое время размышлять над тем, что мы живем во времена со всевозможными приставками – пост: постмодерн, постконстантиновская, постэкклезиологическая эпоха, постсоветские реалии. Вплоть до того, что приходится говорить уже о постхристианском секулярном мире. Что значит быть христианином на этом перепутье эпох?

Пруто-Днестровское междуречье, в котором находится современная Республика Молдова, во все века своей истории было своего рода междуземьем. В политическом плане эта земля всегда находилась на стыке сфер влияний соседних государств. В плане социально-экономическом многонациональная постсоветская республика переживает не только глубокий экономический кризис, вынуждающий многих уезжать за границу на заработки, но и кризис столкновения идеологий, проевропейского и пророссийского внешнеполитических векторов. Не меньшую проблему представляет собой сосуществование на этой территории двух митрополий – Кишиневской, находящейся в юрисдикции Московского патриархата, и Бессарабской в составе Румынской православной церкви.

Как преодолевать это разделение по политическому, национальному, религиозному, языковому признакам? Каким может быть христианский ответ на вызовы эпохи с многочисленными приставками «пост‑»? Что такое иночество в современном мире? Какие духовные задачи стоят перед христианами в этом межвременье, на пересечении эпох, культур и языков?

В поисках ответов на эти и многие другие вопросы малое православное братство во имя прп. Паисия Величковского по благословению митрополита Кишиневского и всея Молдовы Владимира, при содействии Ново-Нямецкого Свято-Вознесенского монастыря провело 6-7 декабря III международную научно-богословскую конференцию на тему «Иночество в миру в эпоху постмодерна». Прошедшие чтения были посвящены 220-летию со дня преставления преподобного Паисия Величковского. В ней приняли участие более ста человек из шести стран: Молдовы, Румынии, России, Латвии, Германии и Белоруссии. Конференция проводилась сразу на двух языках — румынском и русском.

Путь иночества

По уже сложившейся традиции, открывал конференцию прот. Максим Мелинти, кандидат богословия, доктор исторических наук, настоятель Покровского храма села Гидигич. Прот. Максим зачитал собравшимся переданное ему приветствие Преосвященного Владимира, митрополита Кишиневского и всея Молдовы, пожелавшего плодотворного труда всем участникам.

прот. Максим Мелинти, канд. богословия, д. ист. н., настоятель Свято-Покровского храма в селе Гидигич, Молдова
прот. Максим Мелинти, канд. богословия, д. ист. н., настоятель Свято-Покровского храма в селе Гидигич, Молдова

Св. прав. о. Иоанн Кронштадтский, архим. Таврион (Батозский), свящ. Иосиф Трифа, Траян Дорз, м. Мария (Скобцова), Франц Егерштеттер, Александр Шморель, Евфросиния Керсновская – что объединяло таких разных людей, исполнявших разные призвания, живших в разные эпохи, в разных культурных мирах? Может быть, одним из ответов на этот вопрос было то, что они согласились следовать путем иноческим. Следование за Сыном Человеческим, Которому «негде было главу приклонить», - узкий путь духовного странничества, скитальчества и изгнанничества. 

По сути, об этом нам говорит еще Послание к Диогнету. Слова из этого текста, написанного еще в доконстантиновскую эпоху, стали одним из лейтмотивов предыдущих Паисиевских чтений на тему «Отечество земное – Отечество Небесное»: «Живут они [христиане] в своем отечестве, но как пришельцы; имеют участие во всем, как граждане, и все терпят как чужестранцы. Для них всякая чужая страна есть отечество, и всякое отечество — чужая страна». Вызовы времени побуждают нас заново переосмыслять Послание к Диогнету в постхристианскую эпоху, так же как и пути иночества в постконстантиновскую эпоху. «Мы знаем выдающийся пример Антония Великого, жившего в третьем веке. Он удалился в египетскую пустыню и собрал вокруг себя крепкую монашескую общину. Благодаря уходу из мира у монахов было больше возможностей жить богоугодной жизнью. Однако они очень быстро осознали, что им еще предстоит завоевать «пустыню» в собственных душах», - отметил Георгий Афтанасэ из Брашова, один из членов братского совета «Воинства Господня». Вместе со свящ. Иосифом Тома гости из румынского братства «Воинство Господне» («Oastea Domnului») рассказали об истории этого движения и его основателях Траяне Дорзе и Иосифе Трифа. «Воинство Господне» – братство, состоящее преимущественно из мирян, которые решили вместе искать пути иночества в современном мире.

Александр Магола, научный сотрудник Центра этнологии, Республика Молдова;  Георгий Афтанасэ, Брашов, Румыния
Александр Магола, научный сотрудник Центра этнологии, Республика Молдова; Георгий Афтанасэ, Брашов, Румыния

Прозвучал доклад Николая Фуштея из Кишинева, доктора богословских и исторических наук, профессора Института истории АН Молдовы «Иисусова молитва в опыте прп. Паисия Величковского». Опираясь на труды преподобного, который, как известно, был возродителем исихастской традиции «умного делания», докладчик последовательно  помогал увидеть непреходящую ценность Иисусовой молитвы, практика которой возможна как для монахов, так и для не монахов.

Николай Фуштей, д.богословия, Молдова, Кишинев
Николай Фуштей, д.богословия, Молдова, Кишинев

Доклад Юлии Балакшиной из Санкт-Петербурга, кандидата филологических наук, магистра богословия «Будем держаться бесценной, святой, премирной свободы: поиск путей иночества в миру в духовном опыте прав. о. Иоанна Кронштадтского» познакомил слушателей с опытом известного и многими чтимого святого, который, не будучи монахом, избрал путь иночества в миру. Остро переживая секуляризацию общества, праведный о. Иоанн видел свою миссию в том, чтобы «вносить мир в тот мир, где мира нет».

Юлия Балакшина, к.филол.н., магистр богословия, Санкт-Петербург, Россия
Юлия Балакшина, к.филол.н., магистр богословия, Санкт-Петербург, Россия

Аурел Елисеевич Маринчук в своем сообщении рассказал о землячке Евфросинии Керсновской: «Евфросиния Керсновская – пример жизни по правде». Ее мужественное противостояние лагерному аду открывает нам новый аспект темы иночества. Свою лагерную жизнь сама Евфросиния впоследствии назвала «Великий постриг».

Аурел Маринчук, профессор Технического университета Молдовы, д.физ.-мат.н.
Аурел Маринчук, профессор Технического университета Молдовы, д.физ.-мат.н.

Ярким и запоминающимся стало выступление аспирантки кафедры философских наук из Гейдельбергского университета, из  Германии Ольги Манзуры. Темой ее доклада стало «Иночество в миру в контексте Сопротивления».

Ольга Манзура, аспирант кафедры философских наук Гейдельбергского университета, Германия
Ольга Манзура, аспирант кафедры философских наук Гейдельбергского университета, Германия

Трудности перевода

Проведение конференции на двух языках, русском и румынском, выявило неизбежные трудности перевода, которые стали импульсом для творческого поиска и приоткрыли новые грани знакомых смыслов. Например, само понятие иночества с трудом переводится на другие языки и больше ассоциируется с традиционным монашеским укладом жизни. Слово «инок» представляет собой словообразовательную кальку с греческого monachos, происходящего от корня «monos» – «один». В буквальном смысле «монах» и «инок» - тот, кто живет в одиночестве. И, вместе с тем, неслучайно, что в русском языке слово «инок» созвучно со словом «иной».

Не монах, но инок?

Не только инок переживает муку одиночества и отверженности миром сим за Христа. Духовные движения внутри церкви, решившись на подлинное следование за Христом, становятся изгнанниками и скитальцами в родных стенах родной церкви и в то же время только в ней могут исполнить свое призвание.  На конференции свящ. Иосиф Тома процитровал слова Траяна Дорза, обращавшегося в годы гонений к членам «Воинства Господня»: «Если вас гонят из церкви, оставайтесь в притворе. Если вас гонят из притвора, оставайтесь на паперти. Но ни за что не уходите из Православной церкви!»

Свящ. Иосиф Тома, Румыния, Сибиу
Свящ. Иосиф Тома, Румыния, Сибиу

Подвиг духовного странничества прп. Паисия (1722 – 1794), жившего в эпоху межвременья, принес свои обильные плоды (этому были посвящены I Паисиевские чтения на тему «Прп. Паисий Величковский и его община как пророческое явление в церкви и обществе»). Через 150 лет, когда в России проводилась кампания по изъятию церковных ценностей, в этих жерновах межвременья, кризиса и разрухи  в румынском городе Сибиу в 1923 году родилось «Воинство Господне». «В годы после Первой мировой войны все материальные ресурсы Румынии были истощены, духовные силы были задушены грехом, малоимущие слои населения были неграмотны, а политики никак не могли найти общий язык. Больницы и тюрьмы были переполнены, только церковь пустовала: в ней не было верующих, не было сердец, движимых действенной верой», - так описал в своем докладе свящ. Иосиф Тома то внешне безнадежное историческое время, в котором возникло одно из крупнейших церковных движений ХХ века.

Спустя несколько десятилетий в этом межвременье родились и первая община Преображенского братства в Москве в 1988 году, и малое православное братство во имя прп. Паисия Величковского в Кишиневе  в 2005 году.

В наши дни на сломе эпох и стыке внешнеполитических и церковных сфер влияния живет не только Молдова. В этих жерновах межвременья сейчас перемалывается весь мир. Позволит ли церковь перемолоть себя жерновам секуляризма и фундаментализма или решится принять вызов эпохи постмодерна и явить миру свидетельство общения в духе Пятидесятницы?

 По итогам III «Паисиевских чтений» планируется издание сборника прочитанных докладов. Материалы предыдущих двух конференций было изданы под одной обложкой и представлены в рамках прошедших чтений.
Открытие конференции
Открытие конференции
Прот. Василий Чобану
Прот. Василий Чобану
 Елена-Алина Патракова, Светлана Кирьяк
Фото: Анастасия Плетенская
загрузить еще