Что такое внеприходская церковность и почему она важна для русского православия

20 апреля 2018
Об этом рассказала преподаватель СФИ Анна Алиева на конференции Британской социологической ассоциации «Идентичность, община и социальная солидарность»

Для русского православия внеприходские и межприходские братства – церковные сообщества, возникающие как попытка связать веру с жизнью человека, а не только с посещением храма, – явление, с одной стороны, традиционное, а с другой, малоизвестное и малоизученное.

Каким образом появляются такие братства, какие ценности и внутренние акценты их формируют, какие этапы проходит человек, вступающий в подобные сообщества и живущий в них – этому было посвящено исследование, проведённое Анной Алиевой несколько лет назад. О некоторых его результатах и методологии она рассказала участникам социологической конференции «Идентичность, община и социальная солидарность», проходившей 10-12 апреля в Нортумбрийском университете в Ньюкасле (Великобритания).

Православие в целом остаётся terra incognita как для общества, так и для тех, кто его изучает: несмотря на отдельные интересные исследования, пока не удалось выработать адекватной методологии, чтобы ухватить социологическими инструментами сам феномен православной веры. Как обнаружить качественные «фракции» внутри тех 60-80% россиян, которые причисляют себя к православным? Как отличать православных атеистов от православных верующих, бытовую или суеверную веру – от евангельской, теоретическую от практической? Опыт показывает, что даже такие критерии, как регулярность и частота участия в богослужениях и таинствах, не всегда позволяют сделать выводы о реальной вере или воцерковлённости человека. 

Межприходские и внеприходские православные братства, то есть церковные сообщества, активно участвующие в приходской жизни, однако сформированные не собственно приходом, в доминирующей конфессии составляют гомеопатическое меньшинство. По оценкам Анны Алиевой, на сегодняшний день это несколько тысяч человек из десятков миллионов православных россиян. Но несмотря на небольшую концентрацию, братства оказывают заметное влияние на жизнь религиозного сообщества и общества в целом.

Связано это влияние с церковным просвещением, изучением и восстановлением смысла церковной традиции в богослужебной и других областях – прежде всего древней нормы подготовки людей к крещению и церковной жизни, с повышением образовательного уровня в церкви. Характерная черта православных братств – стремление к восстановлению нормы внутрицерковных отношений «заветного», семейного типа, связанных с неформальным, но четко артикулируемым членством.

Русская история знает много примеров церковных движений, связанных с попыткой воплотить веру не только в храмовом благочестии, но и в повседневной жизни. Из наиболее близких к нам это, в частности, опыт Николая Неплюева – просветителя и создателя Крестовоздвиженского трудового православного братства, братства его духовного ученика епископа-катехизатора Макария (Опоцкого), группа «32-х» петербургских священников – ревнителей церковного обновления и другие.

Для таких внеприходских братств характерна забота не только о внутрицерковной жизни, общении, молитве, но и особое внимание к церковно-общественному диалогу, попытка обращаться к народной совести и искать христианские ответы на вызовы времени. На современном постсоветском пространстве это в большой степени связано с содействием восстановлению исторической правды и национальному покаянию за преступления коммунистического режима, молитвой, в том числе публичной, о жертвах и исполнителях репрессий, а также с различными просветительскими и научными инициативами.

Ежегодная конференция Британской социологической ассоциации «Идентичность, община и социальная солидарность» состоялась 10-12 апреля в Нортумбрийском университете в Ньюкасле (Великобритания). Конференция собрала участников из Европы, Азии, Африки и Северной Америки. Прозвучало около 500 докладов: были представлены исследования, затрагивающие актуальные проблемы жизни современного общества и то, как общины и другие сообщества верующих могут помочь в их решении. 

Софья Андросенко

 

www.sfi.ru

загрузить еще