Что Россия может дать Европе?

07 сентября 2015
На конференции, организованной Ассоциацией христиан трудящихся Италии и прошедшей в рамках всемирной выставки ЭКСПО 2015 Алексей Наумов представил Преображенское братство
Участники конференции на ЭКСПО. Крайний слева - Алексей Наумов.
Участники конференции на ЭКСПО. Крайний слева - Алексей Наумов.

27 августа в Милане прошла конференция «После 2015: ЕС, местные органы власти и гражданское общество, альянс за человека и устойчивое развитие», организованная Ассоциацией христиан трудящихся Италии (АКЛИ) и прошедшая в рамках всемирной выставки ЭКСПО 2015 (EXPO 2015). Преображенское братство на ней представил Алексей Наумов, президент Культурно-просветительского фонда «Преображение». Конференция собрала представителей общественных организаций из Италии, Польши, Чехии, Албании. В ней также приняли участии представители Европарламента и мэры некоторых итальянских городов.

Представляем вашему вниманию доклад Алексея Наумова, посвященный вопросам повышения качества жизни людей, опыту взаимодействия общественных организаций с местными властями, созданию гражданского общества.

Выступление Алексея Наумова на конференции
Выступление Алексея Наумова на конференции

***

Уважаемый господин председатель, уважаемые участники сессии!

Благодарю за приглашение принять участие в работе этой сессии ЭКСПО 2015. Я представляю Преображенское содружество малых православных братств, насчитывающее несколько тысяч членов. Братство родилось в 1990 г. и считает своим призванием возрождение церкви и общества в России.

Позвольте поделиться нашим опытом решения тех проблем, о которых мы говорим сегодня, связанных с устойчивым развитием цивилизации и повышением качества жизни людей, опытом взаимодействия с местными властями и гражданским обществом.

Специфика ситуации в России

Для начала несколько слов об особенностях (специфике) ситуации в России, в которой нам приходится действовать. Многие из вас знают, что в начале прошлого века в результате революции и установления советской власти в России фактически было разрушено не только общество, но и сам человек – его душа, его достоинство.

Миллионы граждан страны были уничтожены в лагерях. Те, кто оставались на свободе, жили под постоянным давлением, в страхе, что они будут безосновательно обвинены в преступлениях, которые они не совершали. Русская духовная, культурная, научная элита: русская интеллигенция и представители аристократии были либо расстреляны, либо высланы за рубеж. Произошло массовое отречение от Бога и Церкви. Отказ от исторической памяти, от своих корней. (Одним из советских лозунгов был слоган: «Мы наш, мы новый мир построим»). Сейчас не так часто в России встретишь человека, который знает, кем были его прадедушка и прабабушка.

Таким образом, современная Россия – это страна, пережившая антропологическую катастрофу, сравнимую с геноцидом. Современная Россия радикально отличается от дореволюционной. Последствия страшного советского эксперимента до сих пор не преодолены. В настоящее время, по сравнению с Европой у нас недостаточно условий для создания гражданского общества и восстановления личности и достоинства человека.

Какие задачи перед нами сегодня стоят в России

Поэтому, в силу российской специфики, прежде чем начинать решать задачи устойчивого развития, нам нужно решить базовые задачи – восстановление человека и общества, восстановление человеческих связей, обретение исторической памяти, разрушенных в России в XX в.

Что мы делаем?

Для возрождения общества и церкви мы созидаем братские отношения и создаем христианские церковные братства, в которых восстанавливаются качественные человеческие связи. Хотя в обществе базовой ячейкой является семья, но без духовных семей, общин и братств, общество не выживет.

Для восстановления (души и достоинства) человека мы занимаемся катехизацией, которая дает человеку возможность обрести истинный смыл жизни и войти в подлинную церковную традицию; возрождаем просветительское служение женщин в церкви; наши братства и общины поддерживают волонтерские полезные инициативы на местах. Мы проводим конференции, на которые собираем людей, способных действовать на благо обществу свободно, независимо от политических, финансовых, социальных и других условий и обстоятельств, а также тех, кто сам собирает дружеские круги (сообщества). Например, одна из участниц таких конференций – женщина-волонтер, по образованию – искусствовед, которая много лет самоотверженно тушит опасные лесные пожары. Другой пример: успешный фотограф, который после наводнения в г. Крымске решил заняться благотворительностью и основал фонд для помощи разным благотворительным проектам.

Создание гражданского общества невозможно без восстановления исторической памяти. Нынешнее поколение русских людей не знает не только историю своей страны до революции, но уже забывает или не знает ужасы самой советской эпохи. Чтобы восстановить такую историческую память, мы проводим акции памяти жертв советских репрессий, выставки, посвященные истории русской церкви и нашей страны. Уже несколько лет в День памяти жертв политических репрессий 30 октября наше братство во многих городах проводит акцию молитвенного чтения имен, во время которой в течение целого дня читаются имена убитых с совершением молитвенного поминовения в начале каждого часа.

Получая необходимые разрешения от местных властей на проведение акций памяти, мы приглашаем их к сотрудничеству. Но часто сталкиваемся с равнодушием, сопротивлением или непониманием, а иногда и с разного рода опасениями и страхами. Зато во время проведения акций на улице к нам подходят самые разные люди, благодарят за эту инициативу, вспоминают своих репрессированных родственников и молятся за них вместе с нами.

У нас есть и опыт плотного плодотворного сотрудничества с местными властями. Например, в вопросе восстановления разрушенных русских усадеб, как мест соединения традиции: исторической, культурной, социальной, экономической и даже духовной.

О русской идее. (Что Россия может дать Европе?)

Исповедник веры XX века архимандрит Сергий (Савельев) говорил, что «русская идея, которую много лет искали наши философы и писатели до самого последнего времени – братская жизнь».

А известный русский философ, богослов и участник братского движения Николай Бердяев считал, что «русский народ – самый коммюнотарный в мире» (то есть открытый к общению и общинности).).

Но речь здесь идет прежде всего о России дореволюционной, а не современной. Современная Россия потеряла свои лучшие качества, которые наше братство и другие живые сообщества хотят возродить. К 1917 г. в России было более 700 братств, занимающихся благотворительностью и просвещением. Некоторых представителей русского братского движения знает весь мир. Это великая княгиня Елизавета Федоровна, мать Мария (Скобцова), прот. Сергий Булгаков, Николай Бердяев и многие другие.

Советский режим жестоко расправился со всеми братствами, но в 1990-е годы началось их возрождение. И наше Преображенское братство, стало одним из них, и на сегодня является самым крупным. Мы осуществляем все те проекты, о которых было сказано выше, но самое главное через это стремимся объединить людей, ищущих настоящего качественного общения, братских отношений и благородного служения. Пока таких людей в России и постсоветских странах мало, но, как известно из Евангелия, малая закваска заквашивает все тесто. И мы верим, что бескорыстный подвиг этих людей поможет изменить мир к лучшему!

Справка:АКЛИ (ACLI) – христианское мирянское движение, способствующее объединению людей, семей, общественных организаций через образовательные программы, социальную работу, помощь предприятиям, работающим в социальной сфере и некоммерческим организациям. Движение возникло в 1945 году в Италии. Как рассказал Джованни Бьянки, президент национального АКЛИ с 1987 по 1994 гг., в послевоенный период в среде христиан-рабочих создавались такие кружки, которые старались оказывать посильную помощь нуждающимся. Сегодня в него входят около 950000 членов и 8000 территориальных структур. Движение имеет отделения во Франции, Германии, Аргентине, Австралии. Ежегодно АКЛИ оказывает помощь более чем 3,5 миллионам человек.

загрузить еще