«Что представляет наш народ, наша страна и наша Церковь, как не избранный виноградник?»

16 марта исполнилось 120 лет со дня рождения священника Анатолия Жураковского (1897-1937) – талантливого проповедника, духовного писателя, исповедника веры
Священник Анатолий Жураковский
Священник Анатолий Жураковский

Мы публикуем его проповедь на евангельскую притчу о злых виноградарях, произнесенную 25 августа 1930 года и не утратившую своей актуальности по сей день.

 

О злых виноградарях

Сегодняшний евангельский рассказ навевает на сердце какую-то особенную грусть и печаль. Много раз мы слышали рассказ о злых виноградарях, не захотевших отдать Господу плодов. Много раз мы слышали чтение божественного рассказа, но всякий раз, когда мы его слышим, он навевает особенную грусть, особенно, если мы представим, при каких обстоятельствах была произнесена эта притча.

В последние дни служения в избранном городе Он говорил избранному народу эти слова, полные грусти, народу, который был предызбран, чтобы стать возлюбленным виноградником, наполниться благодатью Духа и наполнить этой благодатью весь мир, – народу, который вместо этого презрел божественный закон, божественную любовь, воспылал ненавистью и поднял руки нечестивые на Самого Сына Божия. Видя грядущую смерть, наступающее безумие, Господь с величайшей грустью говорил людям о злых виноградарях. Но они не поняли Его слов и не покаялись.

В наши дни эти слова имеют особое значение. Нам кажется, что они сказаны много веков назад не для другого народа, а для нас, здесь стоящих и молящихся. Кажется, что взор Спасителя, исполненный грусти, обращен к нашему сердцу и нам говорит о винограднике и злых делателях. Что представляет наш народ, наша страна и наша Церковь, как не избранный виноградник? Не Господь ли дал нам самое великое сокровище, которое было в Его любви? Это Он Сам дал нам божественную веру, Свою тайну, учение Православия; эту тайну в самой нерушимой полной целостности дал Он нам и предызбрал к особому служению. Он дал нам Православие, то есть такое христианство, в котором полнота евангельской истины хранится свято. Мы приняли от Него божественное учение, Он дал нам Свою божественную службу, исполненную несказанной красоты. Он дал нам дар святости, Он украсил нашу землю великолепными храмами, святынями, которые их наполняют. Он зажег светильники, Он подвиг подвижников и пустынножителей на их подвиги. Мы были обладателями пресветлого Православия. Но что мы сделали с даром? Что сделали с виноградником? Какой ответ дадим Господу? Мы не только не восхотели принести плоды, но и виноградник истоптали, изломали, хотели уничтожить божественную святыню, подвергли величайшему поруганию и в святыне подвергли поруганию и Его Возлюбленного Сына. Никто не вправе снять с себя ответственности за поругание. Каждый из нас наедине с самим собой или перед лицом Бога будет давать отчет в своей жизни в прошлом и должен сказать, что несет ответственность за поругание божественного виноградника, свидетелями которого судил Бог нам быть. Мы ответим потому, что в течение многих лет проявляли невнимание величайшее к божественной святыне и мудрости, и теперь, когда сердце дрожит при мысли, что Господь судил так, что мы останемся без участия в божественной службе, когда трепещет душа, мы начинаем сознавать, что значит эта святыня, какой ее смысл и ценность. В течение многих лет мы не давали себе отчета, занимались пустяками и хотели проникнуть в премудрость, увлеклись суетной красотой мира, побрякушками. А сердце оставалось холодным к нетленной красоте. Величайшим небрежением, равнодушием, холодностью – виновны мы перед Создателем и Богом. Если Он судил нам быть свидетелями великих скорбей, то потому, что мы соучастники, несущие ответственность за все, что видим.

Скорбью, великой скорбью наполняется сердце от слов Господа Вседержителя и взоров Сына Божия. Очи Его смотрят в глубину сердца. Воистину мы знаем, что Церковь непобедима и непоколебима, и врата адовы не одолеют ее. Церковь не может погибнуть, уничтожиться, но народ может погибнуть, может быть отвергнут Богом, как был отвергнут избранный народ иудейский. Душа человеческая может погибнуть, если не увидит Создателя и не покается. Мы как будто видим Господа, уходящего от нас и передающего виноградник другим виноградарям. Господи, да не будет так, да не оставишь, не покинешь нас за нечестие, но да пошлешь дар покаяния, чтобы мы верили, возвеселились и воскликнули: «Благословен грядый во Имя Господне!»

Жураковский Анатолий, свящ. Мы спасаемся Его жизнью. Проповеди 1921–1930 гг. Статьи. К.: Дух и литера, 2012. С. 282–284.

Материал подготовила Екатерина Степанова

Справка

Анатолий Евгеньевич Жураковский родился 4 марта (ст.с.) 1897 года в Москве. В 1911 году, после непродолжительного пребывания в Тифлисе, его семья переезжает в Киев. По окончании гимназии в 1915 года Анатолий Жураковский поступает в Киевский университет на историко-филологический факультет. После знакомства с профессорами Василием Зеньковским, Василием Экземплярским и Петром Кудрявцевым становится членом Религиозно-философского общества.

В 1916 году его мобилизуют на фронт, где он при железнодорожном батальоне в организованной для солдат школе преподаёт физику и математику. В 1917 году, когда Анатолий возвращается из армии, его старшие единомышленники выступают в печати с проектами по оздоровлению приходского устройства, по восстановлению живой связи между верующим народом и духовенством (их требование выборного священства получило одобрение на Всероссийском поместном соборе), богословски обосновывают и разрабатывают меры по евхаристическому обновлению богослужебной практики, по углублению проповеднического опыта. В этом же году Жураковский пишет работы «Евхаристический канон теперь и прежде», «Тайна любви и таинство брака», которые публикуются в издаваемом Василием Экземплярским журнале «Христианская мысль».

18 августа 1920 года в Успенском соборе Киево-Печерской Лавры состоялась священническая хиротония Анатолия Жураковского. Служение началось в селе Красногорке под Киевом. В 1922 году отца Анатолия переводят в бывшую домовую церковь при приюте Св. Марии Магдалины на углу Никольско-Ботанической и Паньковской улиц Киева. При храме постепенно образовывается межтерриториальная община, включавшая пожилых людей и молодежь. Молодежь изучала богослужение, старалась войти в сердцевину церковной жизни. Община храма Св. Марии Магдалины подверглась гонениям. Меньше чем через два года церковь закрыли. Община получила храм во имя святителя Иоанна Златоуста при Религиозно-просветительском обществе. После ареста отца Анатолия в 1923 году и закрытия в этом же году храма святителя Иоанна Златоуста община перешла в церковь святителя Николая Доброго, где был настоятелем отец Александр Глаголев. Возвратившийся в 1925 году из ссылки отец Анатолий служил то в Варварьинском храме, то в храме Николая Доброго.

После выхода декларации митрополита Сергия (Страгородского) в 1927 году отец Анатолий стал его последовательным оппонентом, был «непоминающим». Произошло частичное слияние общины отца Анатолия Жураковского с братством Иисуса Сладчайшего, основанного отцом Спиридоном (Кисляковым). Отец Спиридон знал будущего отца Анатолия с юности и однажды во время Гражданской войны в буквальном смысле спас от смерти, устроив его, больного туберкулезом, в деревню, где нормальная еда и свежий воздух поставили его на ноги. В интеллигентную среду общины отца Анатолия влились люди совершенно иной культуры, другого образа жизни. Тем не менее, этот духовный сплав оказался единым братством.

Последним днём служения отца Анатолия стало 14 октября 1930 года (Покров Пресвятой Богородицы), затем последовал арест. Следствие длилось год, после чего был вынесен приговор – «расстрел». Приговор отцу Анатолию и епископу Димитрию (Гдовскому) был зачитан в коридоре Бутырской тюрьмы, но несколько секунд спустя им сообщили, что расстрел заменен десятью годами концлагерей.

В 1955 году якобы из Петрозаводской тюрьмы пришло извещение о том, что 10 октября 1939 года «Жураковский Анатолий Евгеньевич умер от туберкулеза, осложнившегося воспалением легких». Но позднее полученные архивные документы говорят о том, что отец Анатолий был расстрелян в Сандармохе 3 декабря 1937 года в 1 час 15 минут «по приговору лагерной тройки».

В 1981 году отец Анатолий Жураковский причислен к лику святых Русской православной церковью за рубежом. 30 ноября 1989 года реабилитирован прокуратурой Карельской АССР.

конец!