Что мы знаем о Серафиме Саровском, кроме его чудес

15 января 2019
Насколько созданный в житийной литературе образ отражает жизненный путь святого, выясняли на семинаре «Серафим Саровский в воспоминаниях современников»

В современной православной церкви сложился определённый образ преподобного Серафима: старец с «Добротолюбием» в котомке, с его ближней и дальней пустынькой, с его травой сниткой (снытью), 1001 день стоящий на камне… Таким сегодня многим видится преподобный. И верующие задаются вопросом: как можно соотнести свою жизнь с таким примером?

Свято-Серафимовское братство проводит семинар «Преподобный Серафим Саровский в воспоминаниях современников»
Свято-Серафимовское братство проводит семинар «Преподобный Серафим Саровский в воспоминаниях современников»

Ещё при жизни преподобного Серафима послушник Саровской пустыни Иван Тихонович Толстошеев (в монашестве Иоасаф, в схиме Серафим) беззастенчиво называл себя учеником отца Серафима и тщетно домогался согласия старца стать его преемником в попечении над сёстрами. Именно он сыграл большую роль в искажении образа преподобного Серафима, написав и распространив жития, в которых в первую очередь подчеркивались, а порой и приписывались старцу чудеса, затмевающие подлинный духовный опыт Серафима Саровского и его иноческой общины. С именем Иоасафа связана Дивеевская смута и нестроения внутри общины, разделившие сестёр на его сторонников и тех, кто помнил и хранил подлинную традицию преподобного Серафима. Избавить общину от разрушительного влияния «чуждопосетителя» удалось благодаря вмешательству митрополита Филарета Московского, духовник которого архимандрит Антоний (Медведев) был учеником старца Серафима. На протяжении долгих лет иеромонах Иоасаф пользовался большим влиянием и многое успел сделать в разрушении дела Серафима Саровского, выставляя себя наследником старца. Одна из трудностей при выяснении, каким был и чему учил Саровский старец, связана с источниками, на которые можно опираться.

Преподобный Антоний (Медведев), наместник Троице-Сергиевой Лавры
Преподобный Антоний (Медведев), наместник Троице-Сергиевой Лавры

Беседы о христианской жизни

Большая часть приходивших к отцу Серафиму паломников, записавших воспоминания о своей встрече с ним, чаще всего повествуют о его характере, манере общения, но почти ничего не сообщают нам о содержании самих бесед. «Слушая отца Серафима, я забыл о своём земном существовании», – вспоминает Иван Яковлевич Каратаев[1]. А что ему говорил старец – Каратаев не пишет. И так во многих воспоминаниях. В результате до нас дошли лишь немногочисленные записи наставлений преподобного.

Писание

В воспоминаниях можно выделить постоянный акцент на чтении Священного писания, прежде всего Евангелия. В записях сестёр Мельничной общины, которые были собраны в специальных тетрадях, читаем:

«Вот я, убогий Серафим, – сказал старец, – для сего прохожу Евангелие ежедневно: в понедельник читаю от Матфея, от начала до конца, во вторник от Марка, в среду от Луки, в четверг от Иоанна; в последние же дни разделяю Деяния и Послания Апостолов, и ни одного дня не пропускаю, чтобы не прочитать Евангелие и Апостола. Через это не только душа моя, но и самое тело услаждается и оживотворяется, оттого я беседую с Господом, содержу в памяти моей жизнь и страдание Его, и день и ночь славословлю, хвалю и благодарю Искупителя моего за все Его милости, изливаемые к роду человеческому и ко мне, недостойному»[2].

Молитва и труд

Преподобный Серафим не только сам находился в непрестанной молитве, но и наставлял в этом других, и в первую очередь сестёр Мельничной общины. Это нашло отражение и в его завете заниматься в общине только простыми видами работ, не требующих особого душевного и умственного внимания, чтобы «не погружать душу в рукоделие». Мотовилов писал, что «при сей Обители Девической заповедано старцем Серафимом от лица Царицы Небесной простое полеводство, огородничество, садоводство и смиренные рукоделия женские, не требующие особенного на производство своё умственного напряжения и не мешающие непрестанному в Боге пребыванию духом и всегдашней сердечной молитве»[3]. Интересно отметить, что заповеданное мельничным сестрам молитвенное правило отличалось от принятого в то время в Саровском монастыре. Одна из вариаций сестринского молитвенного правила преподобного Серафима для мирян стала широко известна верующим в советское время: «Вставши от сна, всякий христианин, став пред святыми иконами, пусть прочитает молитву Господню Отче наш трижды, в честь Пресвятой Троицы, потом песнь Богородице Богородице Дево, радуйся также трижды и, наконец, Символ Веры единожды. Совершив это правило, пусть занимается своим делом, на которое поставлен или призван».

Где двое и трое собраны во имя Мое

Хотя при жизни преподобному Серафиму, как известно, пришлось много претерпеть от монахов Саровского монастыря за попечение о Казанской и Мельничной женских общинах, он не переставал особо заботиться об устроении жизни этих общин на евангельских началах. В тетрадях мы находим запись беседы с одной из сестёр: «Восстали, радость моя, восстали на убогого-то Серафима, укоряют, что, говорят, выдумал девушкам в церкви быть, Псалтирь читать, да в церкви ночевать! Когда это слыхано, где это видано! Вот и приходят ко мне, матушка, и ропщут на убогого Серафима, что исполняет приказания Божией Матери! <…> Так-то вот, радость моя, недовольны на убогого-то Серафима, жалуются, зачем исполняет он приказания Царицы Небесной! Сама Она Пречистая заповедала мне, а я вам заповедую, и да не смущается сердце ваше! Свято храните то и никого в том не слушайте!»[4].

Очень любил батюшка Серафим сироток своих, рассказывает Ксения Васильевна Путкова (монахиня Капитолина), послушница Елены Васильевны Мантуровой: «А как батюшка-то любил нас, просто ужас, да и только, и рассказать-то уж я не умею. Бывало, придёшь это к нему, а я, знаешь, всегда эдакая суровая, серьёзная была, ну вот и приду, а он уставится на меня да и скажет: “Что это, матушка, к кому это ты пришла-то?” “К вам, батюшка”, – отвечу я. “Ко мне, – скажет он, – да и стоишь, как чужая, ко мне-то, к отцу-то, что ты, что ты, матушка!” “Да как же, батюшка, – бывало, скажу я, – как же”. “А ты приди, да обними, да поцелуй меня, да не один, а десять раз поцелуй-то, матушка”, – ответит он. Бывало, и скажешь: “Ах, да как же это, батюшка, да разве я смею!”  “Да как же не смеешь-то, ведь не к чужому, ко мне пришла, радость моя, эдак к родному не ходят, да где бы это ни было, да при ком бы ни было, хотя бы тысяча тут была, должна прийти и поцеловать, а то что стоишь, как чужая!”[5]». Наставлял преподобный Серафим сестер, чтобы держались вместе, как родные, и хранили жизнь во Христе.

За многими легендарными событиями, приписываемыми преподобному Серафиму, важно разглядеть важнейшие черты жизни церкви, те подлинные евангельские чудеса, которые часто уходят от взора православных людей: размышление над Писанием, сердечная молитва, праведный труд и особенно братолюбие – совместная жизнь во Христе и ради Христа.

Семинар «Преподобный Серафим Саровский в воспоминаниях современников» прошёл в Москве 12 января. Организатор семинара – малое православное братство во имя прп. Серафима Саровского.

Екатерина Степанова, Ирина Елисеева

[1] Преподобный Серафим Саровский в воспоминаниях современников. М., 2003. С. 252.

[2] Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря. URL: https://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Chichagov/letopis-serafimo-diveevskogo-monastyrja/14 (дата обращения: 13.01.2019).

[3] Преподобный Серафим Саровский и Дивеевская обитель / сост. иерей Георгий Павлович. М., 2011. С. 158

[4] Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря. URL: https://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Chichagov/letopis-serafimo-diveevskogo-monastyrja/13 (дата обращения: 13.01.2019).

[5] Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря. URL: https://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Chichagov/letopis-serafimo-diveevskogo-monastyrja/12 (дата обращения: 13.01.2019).

загрузить еще