Человек, понимавший архиерейское первенство как право первым умереть за общее дело церкви

Архиеп. Ермоген (Голубев): бескомпромиссность, твердость и последовательность, созидание церкви в любых обстоятельствах жизни сопровождали все служение этого подвижника веры...

«Господу я отдал свое сердце, для Него работала моя мысль, Ему служила моя воля. И если я как человек согрешал, то все же никогда от Него, моего Господа, не отрекался», – такие слова произнес архимандрит Ермоген при наречении его в епископа Ташкентского и Среднеазиатского, и они характеризуют всю жизнь этого подвижника веры.

Алексей Голубев принял монашеский постриг с именем Ермоген в 1919 году (в иеромонахи его рукополагал св. патриарх Тихон), после окончания Московской духовной академии, был епархиальным миссионером. Впервые отец Ермоген был арестован и отправлен в ссылку за неприятие обновленческого режима в 1923 году. Но и здесь он продолжал борьбу с обновленчеством, разъясняя священникам г. Царевококшайска, куда он был сослан, суть политики обновленцев, и привел их к покаянию и возвращению в лоно церкви, результатом чего было возобновление в городе православного богослужения. В 1926 году братия Киево-Печерской лавры в количестве 600 человек единодушно избрала о. Ермогена настоятелем Лавры. В 1930 г. Лавра была закрыта, а архимандрит Ермоген, продолжавший противостоять обновленческому режиму, вновь арестован и приговорен к расстрелу, впоследствии замененным на десять лет лагерей.

Бескомпромиссность, твердость и последовательность, созидание церкви в любых обстоятельствах жизни сопровождали все служение этого подвижника веры. Особым образом это раскрылось в его служении в Ташкентской епархии в 1953-1960 годах. В это непростое для русской православной церкви время, характеризующееся усилением антирелигиозной пропаганды, а с 1959 года – открытыми гонениями на церковь, владыке удавалось не только сохранять храмы и клир епархии, но и возрождать церковную жизнь. Возрождались истинные традиции богослужения, в храмах звучала проповедь, велось оглашение. Все эти уникальные для советского периода факты стали возможны благодаря тому, что владыка Ермоген несгибаемо охранял церковные границы от вторжения атеистической власти, руководствуясь в своей деятельности законом об отделении церкви от государства. Отец Павел Адельгейм, бывший в то время клириком Ташкентской епархии, свидетельствовал, что владыка делал то, что в те годы не мог себе позволить ни один архиерей – рукополагал и перемещал священников без согласования с уполномоченным, открывал и ремонтировал храмы… Власти, изначально характеризовавшие владыку  Ермогена как «одного из реакционных приверженцев РПЦ, принимающего активные меры к укреплению материальной базы Церкви и распространению религиозных воззрений на сознание советских людей» [1], начали преследование владыки, закончившееся снятием его в 1960 году с Ташкентской кафедры. Архиепископ Ермоген был подвергнут домашнему аресту и в 24 часа выслан из Ташкента. «Сейчас тяжелое время. Берегите же свою веру», – такими были прощальные слова владыки своей пастве.

«Чистым и совестливым человеком» называл о. Павел Адельгейм своего первого архиерея: «Это был человек, который архиерейское первенство понимал, как право первым умереть за общее дело церкви и не больше, никаких других привилегий он не требовал».

Архиепископ Ермоген и в дальнейшем продолжал бороться за права церкви. После известной реформы 1961 года он пытался отстаивать права настоятеля, утверждая, что настоятель должен быть активным участником как духовной, так и хозяйственной жизни своего прихода, а не оставаться сторонним наблюдателем. Именно им впервые был поставлен вопрос о каноничности оснований существования Русской Церкви, отступившей от решений Поместного Собора 1917-1918 годов.

Неудобный владыка был отправлен на покой в Жировицкий монастырь, где фактически находился под домашним арестом и где отошел ко Господу 7 апреля 1978 года.

«Стержнем духовной жизни» [2], «необычайным человеком – чистым и наивным» [3] называли архиепископа Ермогена его современники и ученики.

Известно, что проповеди владыки Ермогена записывались его паствой, однако на сегодняшний день это духовное наследие не сохранилось. И вот несколько месяцев назад в Воронеже нам была передана тетрадь с проповедями владыки Ермогена, архимандрита Бориса (Холчева), протоиерея Георгия Ивакина-Тревогина, собранными священником Виктором Дубановым [4].

В то время проповедь была запрещена, за Слово священника могли лишить регистрации. В Фергане, как и всюду, на каждом богослужении присутствовал соглядатай.  Отец Виктор сделал сборник из проповедей лучших проповедников Ташкентcкой епархии и зачитывал их в храме. На вопрос же представителя власти отвечал, что он не проповедует, а читает прихожанам книгу.

В день памяти архиепископа Ермогена – подвижника веры, исповедника, молитвенника, проповедника, юриста публикуем одну из проповедей владыки, ранее нигде не публиковавшихся.

Cлово вл. Ермогена (Голубева) на праздник Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста Господня

Приветствую вас, дорогие братия и сестры, с праздником Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста Господня.

Каждое государство и обширные человеческие общества имеют свое знамя. Имеет свое знамя и наша Святая Церковь, и знамя Ея - Честный и Животворящий Крест Христов.

Исторические события, послужившие к установлению сегодняшнего праздника в честь Животворящего Креста Христова. После крестной смерти и снятия со Креста тела Иисусова и погребения Его Иосифом Аримафейским и Никодимом, иудейские первосвященники, что Крест может стать предметом почитания учеников Христовых, распорядились, чтобы Крест был глубоко зарыт в землю. И зарытый в землю Крест пролежал там почти триста лет. Это трехсотлетие было временем лютых гонений на христиан со стороны Римской государственной власти. Когда же прекратились эти гонения, Крест был обретен в 326 году  и затем воздвигнут для поклонения народным массам патриархом Иерусалимским Макарием. Таким образом, день обретения Креста сделался началом ежегодного праздника Воздвижения Креста Господня.

Праздник Воздвижения Креста Господня относится к числу самых великих праздников Церкви, именуемых двунадесятым. И среди них он занимает особое место, прежде всего потому, что все прочие двунадесятые праздники имеют свое основание в событиях современных земной жизни Господа нашего Иисуса Христа, а праздник Воздвижения Креста имеет своим основанием событие, отстоящее от времени земной жизни Спасителя на триста лет. Тем не менее, Церковь включила этот праздник в число самых великих своих праздников. И это потому, что бесконечно велико значение Креста в деле нашего спасения. И церковь неразрывно связывает почитание Креста с воскресением распятого на нем Христа: «Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и святое воскресение Твое Славим».

Дорогие братия и сестры, если мы глубоко вникаем в исторические судьбы Вселенской Церкви Христовой и судьбу Креста, на котором был распят Христос, то мы не можем не увидеть неразрывной внутренней и внешней связи между судьбами Церкви и судьбою Креста.

Так по распятии и погребении Христа крест Его был зарыт в землю врагами Его и находился под землею триста лет. И Церковь Христова в это время переживала ту же судьбу, что и Крест. Будучи гонима языческим миром, она была вынуждена совершать свое богослужение под землей в катакомбах. А как только окончилась трехсотлетняя эпоха гонений на христиан и императором Константином Великим была дарована свобода исповедания и Церковь вышла из катакомб, то вскоре и Крест Христов был обретен царицей Еленой, вырыт из земли, и было совершено то Воздвижение Животворящего Креста, в честь и память которого и установлен сегодняшний праздник. Воздвижение Креста было неразрывно связано с воздвижением самой церкви из-под ига трехвековых гонений. Церковь вышла из катакомб и Крест воссиял над землей.

Но недолго оставался Крест в целом виде. Вскоре он был раздроблен на части. Святой Кирилл Иерусалимский, отец Церкви IV века в своем огласительном слове писал, что «вся вселенная имеет уже части древа крестного». Что печальнее всего, среди частиц Животворящего Креста Господня стали появляться поддельные частицы. А в церковной жизни начались расколы, стали появляться ереси, секты, многоразличные подделки христианства применительно к личным вкусам и духу времени. Судьба Креста ярко отражается в исторических судьбах Церкви.

Дорогие братия и сестры, праздник Воздвижения Креста Господня занимает особое место среди двунадесятых праздников еще и потому, что он единственный из них, который соединяется со строгим постом. Пост в жизни христиан среди прочих значений имеет значение духовного бодрствования. Что такое духовное бодрствование? Духовно бодрствовать это значит стоять на страже своей души и не допускать в ней греховных мыслей и чувств, а если они проникнут в нее, бороться с ними и изгонять их из нее. Духовно бодрствовать это значит, по словам апостола Павла, посчитать себя мертвыми для греха, живыми же для Бога во Христа Иисуса, Господа нашего, Которому да будет слава ныне и в бесконечные веки веков.

Аминь.


[1] Безбородов А., свящ. Архиепископ Ермоген (Голубев): Очерк жизни.

[2] Адельгейм П., свящ. В память вечную будет праведник. Прот. Павел рукоположен в 1959 г. владыкой Ермогеном в дьяконы. В 1959–1965 гг. являлся дьяконом кафедрального Успенского собора г. Ташкента.

[3] Карманов Е.А. Незаметная жизнь // Альфа и Омега. 2005. №1(42) – 3(44). Карманов Е.А. в 1953 г. был секретарем владыки Ермогена в Ташкентской епархии.

[4] Виктор Дубанов пришел в церковь благодаря пастырской заботе о. Георгия Ивакина-Тревогина – исповедника веры, члена общины отцов Алексия и Сергия  Мечевых, несшего служение в Ташкентской епархии. Отец Виктор был рукоположен во иереи и также нес служение в Ташкентской епархии. В 1970-х  годах он был назначен настоятелем в храм св.Сергия Радонежского в Фергане.  Известно, что власти, пытаясь склонить о. Виктора к сотрудничеству, в течение двух недель пытали его бессонницей. Затем было принято решение о его аресте. Видимо, о. Виктор был предупрежден о готовящемся аресте, и ему удалось уехать буквально за час до того, как за ним пришли.

Архиеп. Ермоген на богослужении в Св.-Успенском соборе, г. Ташкент, 1960 г. Из личного архива о. Павла Адельгейма
Архиеп. Ермоген на богослужении в Св.-Успенском соборе, г. Ташкент, 1960 г. Из личного архива о. Павла Адельгейма
Материал подготовила Ольга Борисова
Информационная служба Преображенского братства
 
конец!