Человек похожий на человека

06 октября 2009
В Воронеже говорили о теории "малых дел" в церкви и обществе, конкуретноспособности общин и принцессе Ольденбургской как члене Трудового братства Н.Н. Неплюева.

4 октября в Воронежской областной универсальной научной библиотеке им. И.С. Никитина прошла международная конференция «Общественные организации и церковные общины. История и современность», организатором которой выступили Православное братство во имя святителя Тихона Задонского и Культурно-просветительский центр «Свет Твой».

С другими конференциями Пребраженского содружества малых православных братств, прошедшими в Твери, Екатеринбурге, Санкт-Петербурге в рамках конференции ««Дабы взиранием на Святую Троицу побеждался страх перед ненавистной рознью мира сего»: Общность, общение, община в современном мире», воронежскую встречу объединяла тема – осознание того, что делает человека похожим на человека, поиск настоящего общения людей, которое в наше время утеряно и размыто.

На конференцию собрались представители общественных организаций, неравнодушные к тому, что сейчас происходит в обществе, открытые к разговору на острые и неудобные темы (репрессии, память, свобода, просвещение, культура) – более 100 человек, из которых примерно половину составляли члены Свято-Тихоновского братства.

Открыл обсуждение В. И. Битюцкий, председатель Воронежского историко-просветительского общества «Мемориал». Он отметил, что общество «Мемориал» создавалось по инициативе граждан, а не сверху, и в центре создания этого гражданского сообщества стоял духовный вопрос. Родившееся сообщество было очень разнохарактерным, и со временем все, кто не ставил вопросы на духовном уровне, ушли, в том числе в политические партии. Сегодня в «Мемориал» входят те, кто считает, что память о жертвах террора надо хранить и беречь. В.И. Битюцкий отметил, что восстановление исторической правды и исследование репрессий послужило поводом для того, чтобы «Мемориал» занялся еще и правозащитной деятельностью. В правах человеках заложена свобода, гарантирующаяся государством, чьи законы не должны быть противоправными в божественном смысле. Вячеслав Ильич считает, что именно таким отношением к правам человека «Мемориал» «близко подходит к религиозным общинам».

В. Н. Авдасев, директор народного музея «Трудовое братство Н.Н. Неплюева» (г. Сумы, Украина) рассказал о духовном опыте и истории Крестовоздвиженского трудового братства. Рассказ о совместной жизни и труде братчиков сопровождался демонстрацией фотографий. Для воронежцев настоящим открытием было то, что принцесса Ольденбургская, чей замок до сегодняшнего дня сохранился в Воронежской области (п. Рамонь) являлась почетным членом Трудового братства.

Докладчик из Белоруссии, историк Ю. Глушаков рассказал об уровнях возникновения территориальной общины, об общинных формах и элементах, которые дошли до нашего времени. Формы общинного сознания позволяют говорить о том, что у общины есть будущее, но вместе с тем докладчик отметил и неконкурентоспособность общинных форм по сравнению с корпорациями, которым «община всегда проигрывает». Как одну из проблем современного общества Ю. Глушаков отметил проблему атомизации, закрытости и потребительства граждан. По мнению докладчика, сегодня община может возродиться лишь на основе взаимопомощи. Оживленную дискуссию вызвало его утверждение, что уличные и домовые комитеты являются проявлениями общинности, а в современной ситуации аналогом общины может являться «район».

Председатель Воронежского историко-культурного общества О.Г. Ласунский рассказал о роли краеведения в культурной составляющей жизни районов. Говоря об отношениях краеведческого сообщества с властью, докладчик отметил его обособленность и независимость. В советские времена краеведение подвергалось разрушению. В частности, появились «дела краеведов», по которым в Воронежском крае прошло 90 человек: говоря правду о прошлом, краеведы тем самым «метали стрелы в современную им действительность».

Г.М. Умывакина рассказала о создании регионального отделения Союза Российских писателей, председателем которого она является по сей день. Основной задачей создания нового культурного объединения было желание действовать вне политических партий. Основываясь на «теории малых дел» Союз сотрудничает со всеми гуманитарно-направленными учреждениями и был инициатором многих значимых культурных мероприятий в Воронеже: празднования столетия со дня рождения А. Платонова, открытия мемориальных досок Г. Троепольскому, А. Жигулину, А. Ахматовой. Прошлый год был особенно значимым: в Воронеже состоялось открытие первого в России памятника О. Мандельштаму. Рассказ завершился просмотром видеосюжета об открытии мемориальной доски А. Ахматовой, приезжавшей в Воронеж, чтобы поддержать ссыльного О. Мандельштама.

В докладе председателя Православного братства во имя святителя Тихона Задонского С.Н. Корденко зашел разговор об опыте жизни Преображенского братства, духовным попечителем которого является профессор, ректор Свято-Филаретовского православно-христианского института священник Георгий Кочетков. Кратко прозвучала история гонений на Содружество. Отталкиваясь от высказывания: "Христианами не рождаются, христианами становятся", С.Н. Корденко отметил, что и человеком каждый из нас "не рождается, а становится". Независимые общественные организации и церковные общины и призваны помочь человеку стать по-настоящему человеком, подлинным христианином. В этом и есть единство жизни всех сил общества и церкви, ищущих полноты взросления человеческой личности, раскрытия всех его даров, полученных от Бога.

Участники конференции увидели фрагмент фильма об СФИ и фотографии, рассказывающие о жизни Содружества.

Проявившееся на конференции единство участников, представлявших такие разнородные общности как «Мемориал», «Историко-культурное общество», Воронежское отделение «Союза российских писателей», Преображенское содружество, в попытке возродить «снизу» в нашем обществе утерянное общение, веру в правду, справедливость, позволяет вполне определенно сказать, что в Воронеже состоялся небольшой церковно-общественный собор.

Информационная служба Преображенского братства
загрузить еще