Человек – мера порядка или мера хаоса?

Первый день работы ХХ международной конференции Преображенского содружества малых православных братств «Старшинство и иерархичность в церкви и обществе».

Конференция началась со вступительного слова ведущего пленарного заседания, проф.-свящ. Георгия Кочеткова, который после приветствия сказал, что тема старшинства и иерархичности имеет отношение к множеству сторон жизни, потому что подобные категории присущи как природе вообще, так и обществу, и жизни каждого человека. В этом смысле, в частности, важно видеть различие между старшинством и иерархичностью, о чем в современном социуме зачастую забывают.

Первый доклад «О порядках бытия и духе жизнеустройства» был представлен профессором Свято-Филаретовского православно-христианского института Давидом Мкртичевичем Гзгзяном. Давид Мкртичевич поместил категорию «порядка» в контекст исторических, культурных и онтологических представлений человека, указал, что понятие иерархичности, зародившись в условиях античного язычества, было в переработанном виде воспринято средневековыми христианскими мыслителями и постепенно воплотилось в устройстве церкви и общества в целом.

Развивая тему, Давид Мкртичевич отметил, что в античных представлениях порядок тесно связан с представлением о космосе как мировой гармонии и о его антиподе – хаосе. Исходя из этой логики, ясно, что человеку нужно отдаляться от хаоса и приближаться к гармонии. Но все не так просто. Понять эту красоту, а значит, и истину и приобщиться к ним возможно лишь достигнув экстатического состояния. Напряжение между порядком и экстазом находит выражение у Ницше, который ставит его основой творческого импульса. Но чуда, как подчеркнул профессор Гзгзян, может и не произойти, а зияние хаоса может обернуться зиянием пустоты, страха и смерти.

Поставленный в докладе вопрос о том, где место человека в этой сложной иерархичности бытия, неоднократно встречал продолжение в течение всей конференции. Давид Мкртичевич подчеркнул, что с библейской точки зрения человек неизбежно будет выпадать из любой построенной им системы. Адам изначально был создан не функцией, а распорядителем, хранителем и возделывателем, он был изначально призван творить этот мир – как вокруг себя, так и внутри. Таким образом, человек – мера порядка, и над ним, в идеальном случае, не довлеет естество порядка природного.

Далее в выступлении профессора был приведен парадоксальный тезис о том, что несмотря на высокое призвание человека, в реальности любой порядок, например, социальные системы, в отличие от природных оказываются далекими от совершенства.

Средневековые учения о небесной иерархии предполагали её стройное отражение в иерархии земной. При этом божественный свет становился доступным в строгом соответствии с иерархичностью тех лиц, которые этот свет воспринимали. Как некоторый богословский тупик мы встречаем образ разделения клириков и мирян «огненной рекой солеи», которую нельзя перейти ни в одну, ни в другую сторону.

Путь выхода из омертвения иерархичности отношений, по словам докладчика, указан нам в Евангелии. Чтобы придать смысл мертвой системе, ее нужно перевернуть: самое высокое должно оказаться внизу и доказать, что оно способно стать основой. Именно жертвенность определяет новый порядок. Крест и Воскресение универсальны в том, что открывают собой новую реальность жизни, новое качество порядка, иерархию харизм. Все это становится реальным при действительном участии в жизни Церкви.

Далее с докладом выступил клирик Псковской епархии, протоиерей Павел Адельгейм. В своем докладе «Две природы власти» отец Павел выделил две формы власти – библейскую власть старшинства и небиблейскую власть начальства. Если пример первой мы видим в образе отца, стоящего во главе рода, чья власть выражается в любви и заботе и встречает в виде рецепции – доверие и согласие, то во втором случае мы имеем дело со строгой вертикалью власти, которая, по словам отца Павла, вошла в церковь по историческим причинам. Иную природу имеет власть, которую приносит Христос. Какая эта власть? Как сам Христос понимал данную ученикам власть? Евангелие, напомнил отец Павел, запрещает обладать человеком, использовать его для своих целей. Если власть использует человека – это насилие и именно такую власть запретил Христос в церкви. Содержание власти, которую предложил Христос, – служение в противовес обладанию человеком.

В докладе «Иерархия в природе вещей» поэт, мыслитель и переводчик Ольга Александровна Седакова рассуждала о врожденной интуитивной способности человека воспринимать иерархичность бытия. Категория иерархичности, по мысли докладчика, изначально присуща человеку так же, как и чувство нравственности. В этом смысле в категориальном аппарате современного человека это понятие оказывается редуцированным. В частности, как пример были приведены слова Иоанна Павла II, который говорил, что современный атеизм не интересует факт наличия или отсутствия Бога, сегодня атеизм отрицает порядок в природе, которая, с атеистической точки зрения, по сути есть хаос, и только человек способен упорядочить ее, преодолев страх, тревожность и болезнь распада.

Ольга Александровна упомянула о том, что в современной культуре для человека нет более неприятного представления, чем иерархия, порядок, отцовство, старшинство. Современный человек хочет считать главным героем только себя. Иерархичность как порядок разрушают на разном уровне художники, мыслители, общественные деятели, желающие видеть структуру общества как можно более горизонтальной, гомогенизированной. Да, человеку трудно встраиваться в иерархию прежде всего потому, что для этого нужно быть частью чего-то, а онтологически человек – всегда целое. Но тем не менее говорить о полном равенстве неверно, потому что как только у некоторой общности появляется некая цель, задача, выстраивается определенная естественная иерархия (например, если нужно выкопать яму, сразу выявляются и те, кто лучше копает и те, кто лучше организует процесс).

Продолжая мысль Ольги Александровны, отец Георгий Кочетков сказал, что значение единого дела и единой цели имеет порядкообразующее значение и этот опыт слишком недооценен современным человеком, живущим в раздробленном мире и протестующим против всякого единства.

Именно общую цель назвала Ольга Александровна главным способом создания консолидации общества, в ответе на вопрос, что может стать духовной основой собирания российского народа.

Далее на конференции были представлены доклады, соотносившие христианский и нехристианский опыт старшинства и иерархичности. Ведущий научный сотрудник Института восточных культур РГГУ и доцент кафедры религиоведения СФИ А.В. Журавский в своем докладе «Справедлива ли оппозиция иерархичное христианство и неиерархичный ислам» выразил сомнение в точности распространенного утверждения о том, что ислам, в отличие от христианства, неиерархичен. Он рассказал об опыте формирования духовной мусульманской элиты – улемов, включающих в себя знатоков закона, судей, имамов, мулл, шейхов, учителей и др. По мнению докладчика, можно утверждать, что в мусульманской иерархии существует три типа старшинства – «рациональное, основанное на вере в легальность и законность этого старшинства; традиционное, основанное на том, что именно улемы являются гарантами преемственности традиции, ее связи с первоначальной общиной пророка; и харизматическое, основанное на вере в незаурядные личные качества улема – героизма, образцовости личности, учености. Преобладают в основном первые два типа старшинства, однако в кризисные периоды на первый план может выходить и харизматический тип».

Начальник ивритоговорящих и славянских приходов Иерусалимского Патриархата, настоятель Свято-Николаевского храма в Иерусалиме протоиерей Александр Виноградский рассказал о том, что «коэн» (священнослужитель) в переводе с еврейского – это направление, движение, поэтому священник – это не просто тот, кто стоит пред Богом, но тот, кто движется, уподобляясь в этом Богу, о Котором никогда нельзя сказать, что Он стоит на месте. Нужда в иерархичности, структуре, порядке возникает тогда, когда человек не может долго находиться пред Богом лицом к лицу. Так появляются служители Божьи. Если кто-то может служить Богу – это потому, что Дух Святой что-то поменял в этих людях, не обязательно сделал лучше – но сделал их такими, что они могут служить. Обратившись к священной истории, отец Александр напомнил о том, что человеку нужно учиться жить в мире и со смирением взывать: «Кресту Твоему поклоняемся, Владыка…»

Руководитель отдела качественных исследований Левада-центра А.Г. Левинсон (тема доклада «Проблематика старшинства и статуса в отношениях в российском обществе по материалам Левада-центра») рассказал о феномене российского общества, которое при критическом отношении к власти во всех опросах крайне положительно относится к главам правительства или государства, рейтинг которых в течение многих лет не опускается ниже 60 процентов. По мнению докладчика, это вызвано совсем не культом личности, как это может показаться на первый взгляд, а тем, что секулярное, безбожное общество таким образом выражает некоторые чувства по поводу самого себя, фактически – обожествляет себя. В современном российском обществе принято считать, что люди должны находиться в отношениях «кто кого главнее». Статусность отношений пронизывает всё общество целиком, что мешает развиваться корпоративным отношениям и как следствие созиданию гражданского общества.

В завершение первого дня работы конференции председатель Преображенского содружества малых православных братств В.В. Коваль-Зайцев представил новые издания: интервью проф.-свящ. Георгия Кочеткова «Равенство и неравенство в современных церкви и обществе» и второй том альманаха Свято-Филаретовского института «Свет Христов просвещает всех», посвященный истории церкви.

Информационная служба Преображенского братства
загрузить еще