Быть верным Богу и Его делу на земле

3 февраля (21 января ст.ст.) 1908 года предстал перед Богом Николай Неплюев – человек, любивший Бога и помогавший найти путь к Нему другим

Николай Николаевич Неплюев, основатель и блюститель Крестовоздвиженского трудового братства заболел воспалением легких 21 ноября, во время своего пребывания в Санкт-Петербурге.  Болезнь оказалась неисцелимой и спустя два месяца привела к смерти. Сохранились свидетельства о том, что Николай Николаевич просил не молить Господа о продлении его жизни – мысль о возвращении к Отцу Небесному была для него радостна. Он чувствовал приближение конца земной жизни и пользовался каждым моментом, чтобы дать Братству и основанным им сельскохозяйственным школам в Воздвиженске свои последние наставления, засвидетельствовать каждому свою любовь и заботу.

15 января он причастился. В последние дни у него держалась высокая температура, но он каждый день вставал с постели и одевался, чтобы принять всех тех, кто хотел его увидеть. Каждый день он встречался с членами Братства, учениками школ и братскими детьми. Люди приходили к нему и небольшими группами, и отдельно и слушали его слова о том, что в жизни самое главное для христианина – быть верным Богу и Его делу на земле.

«Как и вся его жизнь, эти последние дни были поразительным примером забывания о себе и удивительной силы духа; на его примере можно было убедиться воочию, как много Бог дает любящим Его», – писал аббат Грасье в своих воспоминаниях.

В воскресенье 20 января Николай Николаевич почувствовал себя особенно плохо и Братство собралось у него дома, чтобы помолиться. Хор при открытых дверях его комнаты пел его любимые песнопения: «Помощник и Покровитель», «Хвалите имя Господне» и другие.

На следующий день состоялось соборование, которое совершали три священника. На террасе его дома собралось всё Братство: взрослые и дети, все в белом, как и сам Николай Николаевич. Он благословил детей, Братство и свою мать Александру Николаевну. «Почему Вы плачете, отче? Я сейчас хорошо себя чувствую», — сказал он братскому священнику Александру Секундову, утешая его. Отец Александр наклонился к нему, умирающему, и с горестным вздохом попросил его благословения. «Через мою грешную руку, – сказал Николай Николаевич, – и через всю Церковь и Братство, благослови Господи, священника Александра».

Спустя два часа Неплюев скончался.

«Смерть этого праведника была тихой и мирной, – писал аббат Альбер Грасье. – Его прощальный взгляд был обращен ко всем тем, кто собрался вокруг него, он был обращен в глубины их душ, и был полон любви, признательности и нежности. Затем он возвел глаза на святой крест, который священник держал перед ним, благословляя. Внезапно его взгляд осветился удивительной, небесной радостью, и дух его отлетел к Тому, Кого он всю жизнь так сильно любил, о славе Которого он так ревновал…».

Николай Неплюев был апологетом братской жизни, только в возрождении братского пути он видел возможность преодоления церковного и общественного кризиса начала XX века. И сейчас, когда церковь теряет единство, его жизнь, дело братства, его книги воспринимаются как пророческое явление, открывающее путь выхода из церковного кризиса. Этот путь связан с созиданием жизни в духе любви, свободы, духовной близости, что соответствует общинно-братскому устройству церкви. Только так может быть преодолено всякое разделение и возродиться настоящая соборность, которая присуща истинной природе Церкви.

Вчитаемся в выдержки из трудов Николая Неплюева, которые были изданы в начале XX века, затем в советское время оказались надолго забыты и уже в наше время вновь стали востребованными и нашли свое воплощение в сборниках «Беседы о трудовом братстве» и «Христианская альтернатива революционным потрясениям в России». Пророческое слово Николая Неплюева вновь напоминает о возможности и востребованности дела Божьего на земле.

«Главная цель Братства – организация жизни, труда и отношений на началах братолюбия».

«С христианской точки зрения, истинно братское общение только там, где люди соединены живой верой в общего Отца Небесного, единого, неизменного Бога-Любовь, где они объединены ничем иным, как живой любовью к Творцу и всему Его творению, нежной братской любовью друг к другу, любовью, настолько живой и нежной, что тесное единение умов, сердец, труда и всей жизни составляет насущную потребность их братолюбия».

«Живя в тесном братском общении, мы не можем избегнуть того, чтобы не отразились, как в зеркале, истинное настроение наше и истинный характер наших отношений ко всем окружающим. Без любви постоянное братское общение неизбежно станет для нас невыносимой тяжестью».

«Живя любовью, мы приобретем навыки любви. Возрастая от братолюбия в любовь, мы дорастем до благоговейного отношения ко всему миру; достигнем святости божеского отношения к жизни и людям, могучей поэзии вдохновения любви».

«Братство между людьми только и может быть делом Божьим или совсем не быть. Оно соответствует правде Божьей и находится в прямом противоречии с греховностью человеческой».

«В действительности в этом признании дела братства за дело Божье, а не наше человеческое, и заключается всё братское самосознание. Всё остальное логично вытекает из этой основы. Из этого вытекает сознание нравственной необходимости быть верным до конца, не испугаться не только никакой трудности, но и никакой Голгофы, какая встретится на нашем пути…».

«Теперь, когда мы глубоко развращены веками установившейся рутины жизни, где труд и все отношения были основаны на страхе и корысти, а не на подвиге любви, нам особенно необходима колыбель, лечебница и мирный оазис Трудового братства с его правдой любви и ежеминутной практикой подвига любви. Только в его здоровой и оздоровляющей атмосфере мы почерпнем нравственное здоровье доброй привычки устойчивого братолюбия».

«Зреет закваска царства Божия, вырастает дерево христианства. И Трудовое братство наше — новая разновидность плода, которое во все времена приносило святое дерево, прежде в форме братских общин первых веков христианства, потом в форме аскетических трудовых братств — общежительных монастырей. Приспело время, когда это нормальное явление жизни церкви опять, как в первые века христианства, должно из исключительного явления аскетического, иноческого подвига стать явлением общецерковным, когда всякое промедление в этом деле может иметь самые пагубные последствия».

* * *

В 2019 году в издательстве Свято-Филаретовского института готовится к изданию сборник «Воздвиженские школы: педагогический опыт Н.Н. Неплюева». Большую его часть составят очерки и приложения из книги «Воздвиженская школа — колыбель Трудового братства», выпущенной в 1895 г. В него также войдут тексты из других прижизненных изданий и ранее не публиковавшиеся материалы из личных архивов.

Наталия Игнатович, Марина Чиликина
Фото из архива Валерия Николаевича Авдасева, директора музея «Трудовое братство Н.Н. Неплюева»

При подготовке текста использовались следующие материалы:

1. Грасье Альбер, аббат. Николай Николаевич Неплюев: По его сочинениям. Крестовоздвиженское трудовое братство (машинопись, фр. яз.). Архив г. Шалон-ан-Шампань (бывш. Шалон-на-Марне; Франция). 310 л. / Archives départementales de la Marne. Centre principal de Châlons-en-Champagne. J 3122. Gratieux Albert. Nicolas Nicolaievitch Nepluyev d’après ses écrits et la Confrérie ouvrière de l’exaltation de la Croix. Texte dactylographié en 13 chapitres, pagination multiple / (Архивные материалы получены благодаря исследователю из Екатеринбурга к. и. н. О. С. Даниловой).

2. Неплюев Н.Н. Беседы о Трудовом братстве. Частное ответное письмо священнику Иванову / Предисл. и прим. Н.Д. Игнатович. 2-е изд., исправл. М.: Культурно-просветительский центр «Преображение», 2011. – 392 с.

3. Неплюев Н. Н. Христианская альтернатива революционным потрясениям в России : Избранные сочинения 1904–1907 годов / Н. Н. Неплюев / сост. и авт. предисл. Н. Д. Игнатович. М. : Свято-Филаретовский православно-христианский институт, 2018. — 384 с.

загрузить еще