Впервые за 100 лет в храме совершалась божественная литургия. После службы был торжественно открыт Центр православной культуры при кафедре культурологии и религиоведения САФУ – совместный проект университета и митрополии.
Еще до революции помещение на втором этаже, где теперь будут располагаться Центр и домовая церковь университета, называлось «храмом-читальней», потому что именно здесь располагался храм в честь святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова и одна из учебных аудиторий Архангельской духовной семинарии – актовый зал. Из истории храма: «Церковь внутри была нарядной: стены и потолки оштукатурили и побелили, устроили паркетный пол… Долгое время сохранялись тянутые карнизы, лепная розетка с люстрой. Однорядный иконостас перенесли из старого храма, но, естественно, подновили золотом. В 1920 семинарская церковь упразднена, но еще в 1923 году главы с крестами сохранялись. Это беспокоило администрацию Архангельского практического института народного образования, который располагался в это время в семинарии. В 30-40-е годы XX века проведена реконструкция всего здания, надстроен четвертый этаж, заменен навес над центральным входом, утрачены звонница и кровля церкви» (Л. Попова «История храмов Архангельска»).
В помещениях Центра православной культуры с самого открытия размещается выставочный стенд об истории Иоанно-Богословского братства, подготовленный членами Св. Михайло-Архангельского малого братства. «18 мая 1882 года, в ознаменование благополучного коронования Их Императорских Величеств, в стенах семинарии было устроено скромное по внешней обстановке, но благоплодное по своим последствиям торжество», – так начинается рассказ о создании братства. На этом торжестве возникла мысль увековечить память о празднуемом событии учреждением при Архангельской семинарии Братства св. Апостола Иоанна Богослова для «вспомоществования бедным учащимся семинарии».
На съезде духовенства епархии было решено распространить деятельность братства на бедных учащихся в мужском и женском духовных училищах. Председателем братства стал исполняющий должность ректора семинарии протоиерей Ф. Трунев. «То, что сделано братством, является делом высокой христианской благотворительности, высокой не только по качеству, но и по цели… оказывая материальную поддержку нуждающимся, братство дает им возможность продолжать образование, питаться духовно и нравственно, чтобы быть впоследствии истинными чадами церкви христианской и полезными членами общества и государства. Совет надеется, что служение братства получит возможность расширять свою деятельность в честь и славу возлюбленного ученика Христова Иоанна Богослова, Апостола любви по преимуществу, имя которого оно носит», – писали «Архангельские епархиальные ведомости» (1888, №3-4).
У истоков братства стоял Иустин Михайлович Сибирцев (1853–1932) – крупнейший историк, археограф, палеограф от Бога. Он преподавал древние и современные языки в Архангельской духовной семинарии, русскую историю в женском епархиальном училище, редактировал журнал «Архангельские епархиальные ведомости». С 1902 года собирал, описывал и готовил к изданию документы по истории Архангельского Севера ХV–ХVIII вв.; был учредителем Церковно-археологического комитета, при нем музея древнерусского искусства и быта (Древлехранилища), возглавлял его до 1920 года. Им написан устав Братства святого апостола Иоанна Богослова, он был членом комиссии по учреждению Братства Святого Михаила Архангела. В Православном миссионерском обществе, которое занималось распространением православно-религиозных и нравственных знаний среди «иноверцев» Севера – ненцев, коми, – Иустин Михайлович возглавлял переводческую комиссию, составил букварь для самоедов, живущих в Архангельской губернии.
Как это часто бывает, об устроении Братства святого апостола Иоанна Богослова многое можно узнать из его Устава. В нем есть, например, такие пункты:
«Вспомоществованием пользуются прежде всего лучшие из учащихся по успехам и поведению, и из них прежде всего дети бедных родителей духовного звания, а затем дети бедных родителей иных сословий.
Братство состоит под покровительством Его Преосвященства, Епископа Архангельского.
Членами братства могут быть совершеннолетние лица обоего пола всех сословий и состояний, за исключением учащихся в учебных заведениях.
Ежегодный взнос членов братства – не менее 3 рублей, которые уплачиваются непременно к началу учебного года.
Члены братства разделяются на: почетных, пожизненных, действительных, соревнователей.
Заведование и управление делами братства возлагаются на Совет братства и на общее собрание его членов. Совет состоит из четырех непременных и шести выбранных».
Почетными членами братства были св. прав. Иоанн Кронштадтский, настоятель Соловецкого монастыря архим. Иоанникий, игуменья Шенкурского женского монастыря Рафаила. Пожизненными членами братства являлись Веркольский первоклассный монастырь, Михайло-Архангельский монастырь, купцы А.Ф Савин, А.И Вальнев, М.К. Кыркалов. Действительными членами: священник Аркадий Грандилевский, священник Михаил Попов и др. Членом соревнователем был Красногорский Богородицкий монастырь.
Подробнее об истории братского движения на Русском Севера в целом можно узнать на выставке, которая открылась 20 апреля 2018 года в САФУ.
Есть надежда, что эти события помогут возродить возможность братского единения людей, диалога между настоящим историческим моментом и теми эпохами в жизни Русской церкви и нашей страны, которые были ознаменованы расцветом братского движения. Как писал создатель Воскресенского братства священник Михаил Попов, «братство и не может прекратиться. Оно может сокращаться в деятельности, когда у кого-либо не будет признания основ братства, ни осуществления их в жизни, и явятся от сего какие-либо препятствия, но вера и любовь, кои бьются в сердцах прихожан, как ключ живой воды, пробьются через препятствия и снова потекут. И братство поэтому жило и жить будет» (Архангельские епархиальные ведомости.1911. №9).