Как могут складываться отношения свободных православных движений и союзов с церковной иерархией, хорошо показывает исторический прецедент основанного в конце XIX века мирянином Николаем Неплюевым Крестовоздвиженского братства — традиционного и одновременно уникального церковного явления, надолго опередившего своё время.
«Пошёл за Христом — нельзя, чтобы не гнали, не злословили, не ненавидели за имя Его, — говорил в 1900 году Николаю Неплюеву пригласивший его в алтарь отец Иоанн Кронштадтский, благословлявший деятельность братства. — Радуйся тому. Это доказательство, что ты служишь делу Божию, а не делаешь дело человеческое. Терпи. Даст Бог, смягчатся сердца гонящих тебя и тебе даст Господь терпение и великодушие, и кротость, и смирение, и любовь». И, расставаясь, добавил: «Рад, что с тобою познакомился, я нашёл в тебе истинно русского дворянина, занимающегося истинно дворянским делом».
Обер-прокурор Святейшего Синода Константин Петрович Победоносцев, напротив, всячески не желал принять устав Крестовоздвиженского братства. Писатель и публицист Александр Панкратов так передает разговор Неплюева с Победоносцевым:
— Что за охота вам заниматься не своим делом? — вопрошает Победоносцев. — Если хотите послужить Богу, выстройте монастырь, примите монашество, и мы вскоре сделаем Вас епископом.
— Но моя цель — просвещение народа.
— Оставьте народ. Ему нужно не просвещение. А государству народное просвещение даже вредно и может поколебать его устои.
Идеи Николая Николаевича Неплюева и его взгляд на нужды церкви и её служение были противоположными. «Я глубоко убеждён, что Трудовое Братство составляет в настоящее время насущную потребность для Церкви православной, для нашего христианского отечества и для всякого верующего “живою верою”, как бедного, так и богатого, — писал он. — Стройная организация добра в жизни при таких обстоятельствах является насущной потребностью для Церкви. Трудовое братство и будет такой стройной организацией добра, убежищем для кротких; при его помощи Церковь может согласовать с верою все стороны жизни и стать во главе того громадного движения к сознательности, которое в настоящее время так часто отрывает от Церкви полезных деятелей».
Но и в самых высоких кругах труды и надежды Неплюева всё же находили отклик. Первенствующий член Святейшего Синода митрополит Санкт-Петербургский Палладий (Раев) благословил Николая Николаевича на открытие Трудового братства иконой святого Алексия, которая находилась впоследствии в братской церкви; преосвященный Сергий (Соколов), епископ Черниговский и Нежинский, вместе с настоятелем Кафедрального собора Чернигова неоднократно приезжал в Воздвиженск в Трудовое братство. В 1891 году он ходатайствовал «об утверждении Н.Н. Неплюева в звании почётного попечителя церковно-приходских школ Глуховского уезда и о награждении матери его А.Н. Неплюевой и сестры О.Н. Неплюевой Библиями от Святейшего Синода».
В 1893 году через несколько месяцев после посещения Братства епископ Сергий отошёл ко Господу, успев до этого оставить на страницах «Епархиальных ведомостей» слова о том, что был «умилён и восхищён общим духом школ наших». Он грамотой благословил Неплюева облачаться в стихарь и произносить проповеди с церковной кафедры. А на подаренном Неплюеву экземпляре своего сочинения написал слова: «Просвещённому Избраннику Божию, воссоздателю народа, семени святу стояния мира русского Православия». Епископ Сергий с большим одобрением принял саму идею братского общежития.
Почётным членом Крестовоздвиженского братства желал быть епископ Пермский Пётр (Лосев), передавая Братству своё благословение и икону через друга Братства — священника Евграфа Плетнева, будущего священномученика.
Преосвященный Макарий, епископ Калужский и Боровский, также пожелавший быть почётным членом Братства, в 1900 году посещал Воздвиженск, в письмах поддерживал желание Братства трудиться в христианском духе и отношениях на началах братолюбия. Он многократно присылал Братству своё архипастырское благословение, свой портрет и даже стихи-посвящение:
Когда б таких семей духовных
Побольше стало на земле
Во градах и селеньях скромных,
Престал бы мир лежать во зле.
Но были иерархи, которые не только не поддерживали, но прямо выступали против Братства, несмотря на то, что согласно уставу Братства, высочайше утверждённому императором Александром III, должны были оказывать ему своё покровительство.
Следующий Черниговский епископ после Сергия (Соколова) — Антоний (Соколов), несмотря на отправленное в 1895 году приглашение, на торжественную церемонию открытия Братства не приехал и не прислал ни одного представителя епархии. В 1902 году он написал в донесении Синоду: «Хотя братство по уставу и находится под покровительством Черниговского преосвященного, но с первых пор своего существования оно действует совершенно самостоятельно: устраивает внутренний строй своей жизни, не испрашивая на то согласия преосвященного как покровителя братства». Епископ Антоний лишь однажды посетил Братство, быстро осмотрел братскую школу и уехал. Впоследствии его отношение к Крестовоздвиженскому трудовому братству стало более резким, вероятно, в связи с активной деятельностью Неплюева по созданию Всероссийского братства: «Он с великой гордостью… стал по-прежнему признавать себя каким-то великим реформатором, наподобие Лютера, каким-то особым избранником Божиим, способным на своих началах переустроить и устроить всё в России; … к Церкви Божией он, по-видимому, стал относиться с пренебрежением, а своё братство выставляет чуть ли не единственным светочем в мире, способным просветить и устроить всех и вся».
Несмотря на критику со стороны иерархии, наследником Неплюева стал именно епископ — преосвященный Макарий (Опоцкий), считавший этого русского помещика своим учителем. Следуя примеру основателя Крестовоздвиженского братства, епископ Макарий в самые трудные для Русской церкви годы гонений решает посвятить свою жизнь продолжению дела Неплюева. В 1924 году он пишет патриарху Тихону с просьбой освободить его от административных дел для служения епископом-катехизатором без епархии. В этом же прошении он сообщал о желании создать кружок ревнителей христианского просвещения, который кроме сочувствующего духовенства должен был пополняться «христолюбивыми и братолюбивыми» мирянами и распространять свою деятельность по другим уездным городам и сельским приходам. Так и случилось. Последняя братчица, Екатерина Ивановна Пикина, воспитанная в христианской вере учеником Неплюева епископом Макарием, отошла ко Господу в 2012 году и до последних дней благословляла братскую жизнь и принимала в своём доме членов современных братств Русской церкви.