«Братская жизнь помогает преодолеть одиночество современному человеку»

В Коломне прошла презентация книги Н.Н. Неплюева «Христианская альтернатива революционным потрясениям»
Презентация книги Н.Н. Неплюева

Эта встреча уже третья в цикле «Православные братства в истории и современности». Первые две встречи проходили в апреле и марте и были посвящены 100-летию воззвания патриарха Тихона: «Немедленно устрояйте духовные союзы» и братству еп. Макария (Опоцкого).

На этот раз говорили о событиях, предшествовавших революционным потрясениям. Вёл круглый стол заведующий кафедрой церковно-исторических дисциплин СФИ, к.и.н. Константин Обозный. В работе его приняли участие: старший преподаватель кафедры ЦИД СФИ Наталия Игнатович, преподаватель и сотрудник издательства СФИ Екатерина Степанова, принимавшая самое непосредственное участие в выпуске этой книги. Коломну представлял ректор ГСГУ, д.и.н. Алексей Мазуров. На встрече был также к.хим.н. Сергей Поправко – потомок одного из братчиков, личного секретаря Н.Н. Неплюева В.М. Поправко.

В этот день в зале культурного центра «Дом Озерова» были представлены три малых братства: Богоявленское из Коломны, Николаевское из Москвы, названное так в честь Н.Н. Неплюева и Крестовоздвиженское (тоже Москва) – оказавшееся в этот день в паломнической поездке в Коломне.

Открывая круглый стол-презентацию, председатель Богоявленского малого православного братства Виталий Черкасов представил гостям личность Н.Н. Неплюева, о котором, к сожалению, до сих пор мало кому известно в нашей стране. Представлен был и Свято-Филаретовский институт, который Виталий Черкасов назвал «одним из ведущих вузов в нашей стране в плане духовного образования и даже шире – в плане духовного просвещения».

Виталий Черкасов
Виталий Черкасов

Константин Обозный также напомнил, что Свято-Филаретовский институт, который в этом году отметил 30-летие своей деятельности, занимается, в том числе, и изучением церковной истории:

– В институте и по сей день не теряется тот дух радости, бодрости и творчества, который был и 20, и 30 лет назад. А за последние 10–15 лет возникло очень много интересных исследований именно по церковной истории. И сегодня, не смотря ни на что, институт выполняет свою важную миссию в церкви и обществе. И книга, от которой мы сегодня будем говорить, живое свидетельство того, что эта деятельность продолжается.

Церковно-историческая кафедра СФИ много внимания уделяет изучению истории братств, духовных движений, истории новомучеников и исповедников ХХ века, поскольку этот опыт нужно не только хорошо знать, это важно и для нас сегодня. Когда-то Тертуллиан сказал: «Кровь мучеников – семя Церкви». Это можно перефразировать: «Опыт братств – семя Церкви». Кто-то может сказать, что время братств, вроде бы, прошло. Время, когда нужно было противостоять безбожной власти, чтобы сохранить свои святыни, свою веру, предание церковное… Времена меняются, и сейчас мы, конечно, живём в более благоприятной ситуации, чем это было в 20–30, и даже 70-е годы ХХ века. Но оказывается, что свидетельствовать о своей вере делиться ею и сегодня возможно только тогда, когда живёшь этим и когда ты вместе с другими такими же братьями и сёстрами – мирянами и клириками. Тогда это приносит добрый плод.

Константин Обозный
Константин Обозный

Книга, представленная на круглом столе, называется «Христианская альтернатива революционным потрясениям в России» – пятая книга в серии «Беседы о братстве». Эти тексты написаны более ста лет назад. И в это время начала ХХ века, когда общество было расколото, и последствия этой расколотости мы ощущаем до сих пор, Н.Н. Неплюеву было что сказать представителям каждой части общества – и властям, и интеллигенции, и народу, и тем самым «революционерам». Он предлагал альтернативу и революционерам, консерваторам. Это был тот самый «срединный путь» евангельского преобразования общества.

Екатерина Степанова рассказала о самой книге, и о Неплюевском братстве:

– Братство Н.Н. Неплюева – не просто экономическое чудо. В основе его лежала попытка – и попытка удавшаяся – устроить жизнь на основе христианской веры. Честно, всерьёз и до конца. Вместе и на основе евангелия.

Екатерина Степанова
Екатерина Степанова

Сейчас идёт череда горьких юбилеев: только-только проводили год столетия Октябрьского переворота, впереди – столетие расстрела царской семьи. Поэтому говорить о христианской альтернативе революционным потрясениям сейчас особенно уместно. В то время, когда всех захватила романтика революции, Неплюев удивительно трезво оценивал происходящее. В своём обращении к учащейся молодёжи он писал: «Перестаньте наивно идеализировать человечество, закрывая глаза на то, что оно ещё в большой степени скотоподобно, греховно и грехолюбиво по христианской терминологии. Не обманывайте себя тем, что оно таково только вследствие бедности и умственной неразвитости. Вы отлично знаете, что богатство не делает людей возвышенными идеалистами ни на каких ступенях своих – от мелкой буржуазии до миллионеров. Вы недобросовестно слепы, если не видите, что никакая степень образования, и даже учёности не гарантирует ни возвышенной идеальности, ни неподкупной честности, ни даже разумного беспристрастия». Неплюев обращался и к верующим, и к неверующим, к либералам и консерваторам, к предполагавшемуся Поместному собору, и даже к императору – ко всем слоям Российской империи. И его слова удивительно актуальны и по сей день.

Презентация книги Н.Н. Неплюева в Коломне

«Главным зачинателем» исследований наследия Н.Н. Неплюева, деятельности Крестовоздвиженского братства и самой личности Николая Николаевича является Наталия Игнатович – старший преподаватель кафедры Церковно-исторических дисциплин СФИ. Она рассказала о происхождении семьи Н.Н. Неплюева, чей род ведётся от знаменитого Андрея Кобылы (Камбилы) – боярина немецкого происхождения, родоначальника многих известных аристократических фамилий, в том числе и царственного рода Романовых. У него было блестящее образование – юридический факультет Санкт-Петербургского университета, и начинающаяся карьера дипломата в Мюнхене. Он бросает всё, возвращается в Россию, оканчивает Петровскую сельскохозяйственную академию в Москве (нынешняя РГАУ-МСХА им. К.А. Тимирязева) и уезжает в своё имение в Ямполе, чтобы учить крестьянских ребятишек.

– Самое главное, что он делал – стремился развить в этих детях духовное начало. И всё образование было подчинено этой задаче. Сам Николай Николаевич не просто верил в Бога – вера была его жизнью. И всю жизнь он и сам учился этому – жить по своей вере. Он любил говорить: «Если Христос сказал – значит, для человека это возможно». Потом вслед за ним это повторит его ученик – еп. Макарий (Опоцкий).

В центре – Наталия Игнатович
В центре – Наталия Игнатович

Наталия Дмитриевна рассказала о структуре представляемой книги: эти статьи и обращения никогда ранее не публиковались под одной обложкой, но все размышления Неплюева этого периода (незадолго до смерти в 1908 году) – они об одном.

Как человек, осознававший себя дворянином, то есть служащим царю и Отечеству, Неплюев считал своим долгом обратиться к императору. Его первое письмо – о том, что в стране назревает революция, с перечислением целого комплекса мер, призванных не допустить её, было подано Николаю II 2 января 1905г., то есть за неделю до известных событий… По этой причине ответа на неё не последовало – про неё просто забыли. Вторая была написана 2 года спустя – в конце 1906 г. и попадает к императору в начале 1907. В ней он ещё раз напоминает, что всё то, о чём писалось в первой записке, продолжает оставаться актуальным. В этой второй записке Неплюев просит об аудиенции, и поначалу Николай II планировал встретиться с ним, но супруга императора – императрица Александра Фёдоровна была категорически против, и ей удалось отговорить его. Таким образом, пророческий голос Неплюева, прозвучавший за несколько лет до того, как страна обрушилась в пропасть, когда всё ещё можно было исправить, так и остался не услышанным.

– Мне кажется, главная идея, которую Н.Н. Неплюев воплощает и в деятельности своих школ, и Крестовоздвиженского трудового братства, и в своей церковно-общественной деятельности, и в своей жизни – это восстановление человека в Боге. Он прилагает все силы, чтобы каждый человек обратился к Богу и был просвещён в своей вере, – сказала Наталия Игнатович.

Особенно ценными на встрече-презентации были свидетельства потомков братчиков Крестовоздвиженского трудового братства. Всех очень интересовало, как дух братства, передаваемый, конечно, через воспитание, повлиял на мировосприятие и судьбу этих людей? Интересно, что после того, как братство прекратило существование (фактически было разогнано) в конце 20-х годов, многие из братчиков добились в жизни немалых успехов: стали музыкантами, художниками, учёными. И это несмотря на то, что практически у каждого имелся опыт советских лагерей. В этот день таких свидетельств прозвучало три: два в видеозаписи (Георгия Николаевича Фурсея, внука Андрея Ивановича Фурсея, и Ирины Леонидовны Денисенко, внучки Михаила Яковлевича Куницы). Третий свидетель – внук Василия Михайловича Поправко – приехал сам. Он рассказал об истории своего деда, и о тех впечатлениях, что остались от общения с ним, а деятельность Неплюева охарактеризовал как «апостольское служение, реализованное в XIX веке».

Сергей Алексеевич Поправко, внук В.М. Поправко:
– Неожиданно я оказался живой клеточкой наследия этого братства, поскольку мой дед в возрасте 15 лет поступил в школу Н.Н. Неплюева. Его отец рано умер, и когда он сочетался браком с моей бабушкой, то «посажённым отцом» на их свадьбе был некий «дворянин Иванов». В школу, между прочим, был конкурс, дед должен был сдать вступительные экзамены. По окончании школы способного подростка заметил Неплюев, он стал его личным секретарём. И, хотя мой отец родился через год после смерти Николая Николаевича, определённый уклад жизни был уже сотворён. А уклад этот был необыкновенный, о чём свидетельствовали многие известные люди, приезжавшие в Воздвиженское. Мой дед, Василий Михайлович, обладал удивительно красивым голосом. Когда он поехал учиться в Санкт-Петербург, его приглашали в труппу Мариинского театра. Но он предпочёл вернуться в братство. Действительно, в советские годы те братчики, которые выжили, были весьма успешными. И секрет этой успешности в том, что любое дело они привыкли делать с максимальной отдачей.

Сергей Поправко
Сергей Поправко

Своё мнение о Крестовоздвиженском трудовом братстве высказал ректор ГСГУ, д.и.н. Алексей Мазуров. С деятельностью братства и личностью Н.Н. Неплюева он знаком уже давно.

– В каком смысле Крестовоздвиженское братство было христианской альтернативой? В 1917 году в братстве было, примерно, 1200 человек, которые жили в совершенно ином мире по сравнению с тем, как жили вокруг. Перед каждым человеком стоит трагедия выбора. Знаете, у В. Васнецова есть такая картина – «Витязь на распутье». Так вот, на камне у него написано: «Как прямо ехати, живу не бывати. Нет пути ни прохожему, ни проезжему, ни пролётному». Это про нас, про христиан. На самом деле, идти надо прямо. И с обыденной точки зрения кажется, что это невозможно. А трагедия выбора – она в том, что когда мы что-то выбираем, мы отсекаем всё остальное. В жизни без издержек не бывает, но христиане могут влиять на историю. Вот Неплюев – он не только создал такой островок удивительной христианской православной жизни, который до сих пор вспоминается потомками. Он пытался создать некую общественную силу, которая могла бы повлиять на ход истории, и это было вполне реально. Он собирал живые клетки общества, потому что перед революцией в России было большое количество добросердечных, православных верующих людей. Проблема оказалась в том, что все они были рассеяны перед монолитной кучкой большевиков. И сейчас, в XXI веке, человек очень одинок. А братская жизнь помогает это одиночество преодолеть. Так что эта христианская альтернатива – она есть всегда.

Презентация книги Н.Н. Неплюева в Коломне

В ходе обмена мнениями высказывались гости, пришедшие на презентацию. Один из них – священник Александр Кузнецов, настоятель Казанского храма пос. Радужный (Коломна):
– Когда меня назначили настоятелем в этот храм, там была община. Община крепкая – они строили этот храм, но, в основном, бабушки. Сейчас она потихоньку растёт, но хотелось бы строить жизнь с прихожанами на правильных основах. И, глядя на малое Богоявленское братство, как они все дружно на службе, как воспитывают детей в православном духе – хотелось бы, чтобы и на приходе у меня так же было. Хотелось бы, чтобы из вашей общины приходили люди, помогали, поскольку у них уже есть какие-то братские устои.

Священник Александр Кузнецов
Священник Александр Кузнецов

На презентации присутствовала Александра Колымагина, которая задала вопрос:
– Хочу вернуться к теме причин, приведших к Русской катастрофе. Неплюев в своё время писал: «Люди стали пылью, из них невозможно строить: любовь их не соединяет». Так как же всё-таки случилось, что те пророческие голоса, которые звучали, не были услышаны? Почему всё не повернулось в ту спасительную сторону, которая у этого витязя, который стоит перед камнем, идёт по вертикали? Какая может быть надежда сейчас, когда мы и много потеряли (самых лучших людей!), но и можем оглянуться назад и увидеть эти уроки. Как слышать пророческий голос?

– Слышание зависит от того количества живых клеток, которые могут всё это воспринять. Но живые клетки, соединяясь, могут излечивать и другие. Вот, наверное, такой рецепт. И ещё одна альтернатива мне видится: если бы был общепризнанный лидер среди христиан и Николай II согласился бы на созыв Поместного собора, мы бы избрали патриарха и всё повернулось бы по-другому. Я в этом уверен: если бы был независимый от государства авторитет, соразмерный авторитету императора. Потому что, с одной стороны, русский человек с трепетом относится к власти, а с другой – в нём сильно общинное, соборное начало. Но, когда в нём побеждает низовое начало, он становится глубоко анархичен. Если бы не в 18 году прозвучал призыв, тот, что у нас на афише, а пораньше – расклад сил мог бы быть другой, – сказал Алексей Мазуров.

Алексей Мазуров
Алексей Мазуров

Музыкальным украшением встречи стало выступление Александра Тавризяна. Он сыграл «Размышление» М.П. Мусоргского, предварив это словами, что такая музыка вполне могла звучать в Воздвиженском, когда Н.Н. Неплюев играл для своих братчиков и воспитанников школ.

Александр Тавризян
Александр Тавризян

После встречи своим мнением делились и другие гости.

Протоиерей Сергий Рогожин, настоятель храма свт. Николая (Николы Гостиного) (Коломна) ответил на вопрос, чем полезен опыт Крестовоздвиженского братства Н.Н. Неплюева для жизни сегодняшней Русской православной церкви:
– Так как долгие годы храмы были закрыты, люди у нас ещё мало воцерковлённые. Но они приходят в храм, и их надо объединить. Важно, чтобы люди объединялись во Христе. Тогда они полюбят друг друга, смогу друг другу помогать. А когда придут искушения, они смогут встать на защиту веры православной и храмов Божиих.

Владислава Соловьева

 

Фото Марины Злуницыной
загрузить еще