Фильм «Отец Георгий Кочетков» был показан в конце ноября в Санкт-Петербурге в зале «Лендока» на Крюковом канале. Впервые фильм зрители увидели 5 октября в Москве, в день юбилея его героя.
«Мысль, что об отце Георгии Кочеткове необходимо снять отдельный фильм, возникла ещё во время работы над фильмом «Братство» в 2015 году, – рассказывает режиссёр фильма Сергей Литвяков. – Фигура этого человека, всю жизнь свою положившего на то, чтобы тысячи людей воцерковились, чтобы путь к Богу и к людям стал главным в их жизни, тогда вдохновила всю нашу съёмочную бригаду».
«Божьих людей снимать легко и приятно, – сказал на премьере фильма кинооператор Александр Филиппов. – Надеюсь, это заметно зрителям, потому что его мера любви, его восприятие жизни в нынешних условиях заставила нас вообще по-другому посмотреть на всё».
«Двадцать семь лет назад, в 1993 году, наша телевизионная бригада делала для Российского телевидения цикл под названием “Неопалимая купина”. Тогда я и познакомилась с отцом Георгием, – рассказывает Наталия Микова, автор сценария нового фильма. – Мы к этому времени уже много ездили по храмам всей России, снимали передачи о священниках и общинах, обрядах и церковных праздниках, но то, с чем мы встретились в храме Сретения Владимирской иконы Богоматери на Лубянке, нас всех поразило. Потом я поняла, что так часто бывает с теми, кто впервые встречается с братством отца Георгия. Первый вопрос – неужели можно с таким доверием относиться даже к малознакомым людям? И кто же этот священник, который не возвышается неприступной скалой над паствой, которому ты лично интересен – не важно, верующий ты или считающий себя атеистом».
«Нынешний фильм, конечно, не мог вместить все стороны деятельности героя, – добавляет Наталия Микова. – Это кино, в него не уместишь такую громадную часть жизни отца Георгия, как, например, катехизация, потому что это процесс, не предполагающий коротких ответов на трудные вопросы. Не было возможности всерьёз показать его научную и богословскую деятельность, потому что вопросы веры – безусловно, сложнейшие из тех, что занимают человеческие умы, и говорить о них мимоходом нам казалось невозможным. Мы попытались показать совершенно удивительного и талантливого человека, которому благодаря его священническому служению поверили тысячи. Мы благодарны судьбе, если это получилось и фильм состоялся».
В обсуждении фильма принял участие председатель Преображенского братства Дмитрий Гасак. Он сказал, что, много лет работая рядом с отцом Георгием, представляет себе, насколько непросто передать образ в небольшом фильме. Как показать результат служения священника, который руками не потрогаешь? Появившиеся в последнее время фильмы о священнослужителях: Александре Мене, Павле Адельгейме, отце Николае с острова Залита – по-своему интересны, но ни один из них, по мнению Дмитрия, не стал событием. «Фильм об отце Георгии мне кажется совершенно иным, – говорит Дмитрий Гасак. – Авторы попытались говорить о личности священника, представив его в самых разных ситуациях. Эпизод, в котором он облачается перед богослужением, у меня вызвал ассоциации с рыцарем, надевающим доспехи. И это не потому, что отец Георгий носит одно имя с Георгием Победоносцем, а потому что это соответствует характеру его жизненного пути, его священнического служения».
«В 2009 году храм в Белгородской области, где я служил, посетили паломники из Москвы во главе с отцом Георгием, – рассказал священник Александр Гинкель. – На совместной службе прозвучало шестопсалмие на русском языке, которое по-новому открыло мне смыслы молитв царя Давида. С тех пор я стараюсь чаще ездить в Свято-Филаретовский институт, перенимая миссионерский опыт отца Георгия».
«Оценить деятельность отца Георгия ещё предстоит будущим поколениям, – считает старший научный сотрудник Государственного Эрмитажа Людмила Давыдова. – За последние годы никто в России не сделал в церкви так много для покаяния за грехи ХХ века и возвращения к российским истокам, как отец Георгий и Преображенское братство. Ещё не однажды кинематографисты расскажут об этом человеке, ведущем столь важную для России духовную просветительскую деятельность. Мне, признаюсь, не хватило в фильме некоей щемящей интонации, которая задела бы зрителя и перевернула сознание. В восприятии искусства в первую очередь важны глубокие потрясения, тем более для раскрытия личности такого человека и того труднейшего дела, которое за ним стоит».
Режиссёр-документалист Михаил Ордовский-Танаевский, поздравив создателей фильма с творческой удачей, сказал, что для тех, кто никогда не знал отца Георгия Кочеткова и увидит его на экране впервые, просмотр фильма несомненно будет открытием и подарком. «Сам я познакомился с отцом Георгием, когда тот был студентом Ленинградской духовной Академии, – рассказал Ордовский-Танаевский. – Уже тогда по городу ходили слухи о необыкновенном студенте, с которым такие неофиты, как я, старались встречаться на квартирниках, где происходили страстные разговоры о вере и церкви. Бывал я в начале 90-х и на службе отца Георгия в разрушенном храме в городе Электроугли. С тех пор и по сегодняшний день я убеждён в абсолютной уникальности пути, который избрал отец Георгий, несмотря на все сложности, его сопровождавшие».