Среди подвижников христианской веры, прославивших своими деяниями Вятскую епархию, особое место принадлежит мирянину Борису Владимировичу Талантову (1903–1971). Преподаватель математики в кировских вузах, дважды уволенный с работы за религиозные убеждения, он в 1950–1960-е гг. вёл героическую борьбу в защиту свободы совести и других прав человека и стал неформальным лидером вятских верующих, а его квартира превратилась в своеобразный штаб сопротивления. C 1966 г. некоторые его произведения переправлялись на Запад. Благодаря передачам зарубежного радио и статьям в западной печати его борьба приобрела и международную известность.
Талантов также был религиозным мыслителем, автором неопубликованных работ, посвящённых апологии теизма, анализу внутреннего кризиса в Русской Православной Церкви и её реформированию. Как политический мыслитель, он подверг сокрушительной критике теорию и практику советского коммунизма. В 1969 г. за свою правозащитную деятельность Талантов был арестован и приговорен Кировским областным судом по статье 190-1 к двум годам лишения свободы. 4 января 1971 г., за полгода до истечения срока заключения, он умер в тюрьме, повторив судьбу своих брата и отца, уничтоженных в сталинское лихолетье. Реабилитирован 4 апреля 1990 г. постановлением Президиума Верховного Суда РСФСР. В 1981 г. прославлен Архиерейским Собором Русской Православной Церкви За границей в лике святых Новомучеников и Исповедников Российских. В 2007 г. после воссоединения РПЦЗ и РПЦ МП началась подготовка к канонизации его в России.
Из всего обширного рукописного наследия Талантова в России опубликовано только две его работы: «Сергиевщина, или приспособление к атеизму (Иродова закваска)» и «Бедственное положение Православной Церкви в Кировской области» [1]. За границей издано несколько больше, но и там остаётся неизвестным многое из написанного им и относящегося к нему. К сожалению, Талантова гораздо лучше знают и почитают на Западе, чем на его собственной родине.
До последнего времени не существовало научных исследований о Талантове. Но его упоминали российские светские и церковные авторы, пишущие о государственно-церковных отношениях в нашей стране во второй половине XX века (И. И. Маслова, Вл. Цыпин, М. В. Шкаровский, А. Г. Балыбердин, А. И. Прищепа и др.) Высокая оценка дана ему в трудах по истории инакомыслия в СССР А. Э. Левитина (Краснова) и Л. М. Алексеевой. В первой половине 1970-х гг. в СССР вышло несколько контрпропагандистских брошюр, в которых содержались клеветнические оценки деятельности Талантова и грубые нападки на него. После его реабилитации несколько статей посвятила делу Талантова региональная пресса Кировской области. В результате его имя было включено в том «Знатные люди» «Энциклопедии Земли Вятской» (1996 г.)
За рубежом в 1960-х – 1990-х гг., основываясь на его произведениях, попавших на Запад, с огромным уважением писали о Талантове учёные – Дж. Данлоп, Дж. Эллис, Э. фон Кюнельт-Леддин; христианские публицисты – М. Бурдо, П. Воронаев, К. Деннен, журналист Г. Рар; авторы, принадлежащие к Российской Православной Церкви За границей – иеромонах С. Роуз, протоиерей В. Потапов, проф. И. Андреев, священник В. Мосс.
Ни один из упомянутых авторов не обладал всем корпусом работ и писем Талантова и не знал всех точных деталей его биографии. Поэтому, во-первых, почти все публикации о нём не свободны от фактических ошибок. Во-вторых, представление о нём как о политическом и религиозном мыслителе давалось довольно-таки суженное. Поиск и сбор документов Талантова и сведений о нём ведётся мной с 2004 г. В ходе них я стал обладателем уникального личного архива рукописей Талантова, переданного его сыном Глебом Талантовым. В результате работы над этим архивом я опубликовал ряд статей [2].
В своём докладе я хотел бы впервые рассказать о попытке Талантова создать в начале 1960-х гг., в разгар хрущёвского антирелигиозного погрома, братство вятских христиан. Предыстория её вкратце такова. В 1958 г. Борис Талантов был «профилактирован» Кировским УКГБ, уволен из вуза и ошельмован в местной печати за своё анонимное письмо, направленное годом ранее в газету «Правда». В этом письме он критически оценил половинчатое хрущёвское разоблачение культа личности Сталина. Вразрез с официальной трактовкой он заявил, что «деспотия Сталина явилась необходимым следствием того общественного строя, который существовал и существует у нас в стране». Более слабый духом человек на его месте сломался бы и замолчал навсегда. Но Борис Владимирович мужественно встретил очередной удар судьбы. Именно с этого времени, когда руководство СССР запустило новую антирелигиозную кампанию, он становится организатором народной борьбы с волюнтаристским богоборческим безумием.
Уже на первом этапе этой кампании горечь и недоумение у верующих вызывало странное поведение их пастырей: публичное отречение от религии, покорность, а нередко и пособничество властям. В августе 1959 г. Талантов написал большое (на 18 страницах) письмо – «Вопросы Преосвященному Поликарпу, епископу Кировскому и Слободскому [3], о непонятном поведении Патриархии и духовенства во время антирелигиозной кампании 1959 года».
Переполненный болью за происходящее, Талантов вопрошал архиерея, а через него и патриарха: «Почему Патриархия бездействует, когда враги Церкви стремятся опорочить её? Почему духовенство не призывает верующих родителей воспитывать своих детей в христианской вере? Почему духовенство в храмах не учит верующих заповедям, молитвам, священной истории и догматам христианской веры? Почему лица, готовящиеся стать священниками, часто бывают подготовлены очень слабо к этому высокому сану? Почему Патриархия и духовенство уклонились от апологии теизма и христианской веры? Почему Патриархия не указывает священникам на обязательную необходимость укреплять приходы и больше заниматься пастырскими обязанностями? Почему, наконец, Православная Русская Церковь не перейдёт к чтению Евангелия, апостола и паремий на русском языке?» [4]
В конце письма он давал своё заключение по поставленным вопросам: «Патриархия, отказываясь от защиты веры Христовой с церковных амвонов, по-видимому, думает этим сохранить храмы от закрытия для совершения таинств и обрядов, учитывая слабую веру большинства русских христиан. По крайней мере, такое оправдание выдвигают церковнослужители в защиту своего поведения. Во-вторых, это поведение духовенства вызывается малодушием его. Священники и епископы, повинуясь приказанию властей, хотя и противоречащему заветам и делам св. апостолов и св. отцов, стремятся оградить себя от репрессий и хотя бы на время сохранить для себя спокойную и обеспеченную жизнь. <...> Если христианскую веру ныне нельзя открыто защищать в храмах, чтобы не подвергнуть эти храмы опасности закрытия, то ревнители веры, сильные словом, должны защищать, укреплять и распространять веру в частных домах, при закрытых дверях <...> Следовательно, необходимо сочетать легальную церковную деятельность с нелегальными приёмами защиты и распространения веры. Для этого необходимо, чтобы все верующие стремились к единению, помогали и поддерживали друг друга, жили в любви и мире. Единение должно быть высшим принципом в жизни и поведении русских христиан» [5]. Письмо тогда не было отправлено владыке, но главные его идеи будут через шесть лет развиты Талантовым в его программе реформы Церкви [6]. Обратим, однако, внимание на последние процитированные строки письма. Имея в виду последующие события, в них легко угадать выраженную в неявной форме мысль о необходимости создания тайного братства верующих.
В Кировской области развёрнутое наступление властей на религию началось с ликвидации в 1959 г. широко известного, описанного ещё А. И. Герценом, паломничества на реку Великую [7]. Получив подробные сведения об этом от знакомых верующих из села Великорецкое, Талантов с февраля 1960 г. по март 1961 г. написал семь писем протеста в разные инстанции [8]. Обращение верующих именно к Талантову с просьбой о составлении писем-жалоб было, по-видимому, не случайным. Ещё в 1951–1957 гг. он отправлял ходатайства в центральные и местные органы о возвращении верующим Успенского собора бывшего Трифонова монастыря в г. Кирове. По инициативе Талантова в начале 1960 г. оформляется братство вятских христиан. Судить об этом мы можем, опираясь на имеющиеся в моём архиве документы и на воспоминания его сына Глеба Борисовича, записанные мной в 2005 г. По оценке Талантова, дело шло к полной ликвидации религии в СССР и чтобы спасти остатки веры, следовало готовиться к переходу на нелегальное положение – создавать неформальные структуры со своим уставом, кассой взаимопомощи, подавать помощь тем, кто оказался в беде, устраивать тайные собрания-богослужения.
В кружок вошли несколько человек его знакомых верующих. По воспоминаниям Глеба Талантова, среди них были Николай Пересторонин (иподьякон), увлекавшийся тогда идеей Хьюлетта Джонсона о соединении христианства и коммунизма. Иван Наумов (он в основном и давал деньги в кассу) и Леонид Береснев, иподьяконы Серафимовской церкви г. Кирова, оба молодые, 25-27 лет. Береснев был в прошлом военным лётчиком, чудом выжил в авиакатастрофе и после этого уверовал в Бога. Оба впоследствии поступили учиться в Одесскую семинарию. Анисья Лумпова и Александра Лагунова, обе были строгими богомолками, одевались всегда в чёрное, за что и получили среди своих знакомых прозвище «монашки». Гликерия Черезова и молодая девушка Екатерина Носкова. В списке самого Талантова, датированном мартом 1960 г., значатся вместе с ним ещё 13 человек.
Кружок регулярно собирался на свои конспиративные встречи. Летом – под видом пикника на природе, неприметно, на поляне меж ивовых кустов поблизости от ипподрома в районе лесозавода. Проводили совместные молитвы, вели духовные беседы, собирали денежные средства, строили планы действий, в соответствии с которыми шла потом практическая работа. Признанным лидером братства как самый образованный и опытный был Борис Владимирович. Он вёл учёт собранных и розданных братских денег, сочинял обращения к христианам Кировской епархии и от их имени к христианам России. Обращения обсуждались на встречах братьев, а затем размножались на машинке и распространялись по стране надёжными связными (прежде всего, крестьянкой из вятской глубинки Афанасией Ребяковой). Обращение к христианам России от марта 1960 г. завершалось призывом: «Христианин! Прочитав это обращение, перепиши или перепечатай его старательно в нескольких экземплярах и передай их верным христианам, которых ты знаешь. Твой небольшой труд по распространению обращения будет выражать твою любовь к Христу и твою заботу об укреплении Церкви Христовой. Аминь» [9].
В обращениях и призывах 1960 и 1961 гг., помимо детального описания творимых властью беззаконий и произвола по отношению к верующим, давался анализ происходящего и вытекавшая из него чёткая программа действий. В программе приводился перечень важнейших требований к государству, выполнение которых обеспечило бы подлинную свободу совести в стране. Власть вынуждена будет пойти на удовлетворение этих требований только перед лицом единства всех христиан страны. Ключевую роль в достижении такого единства Талантов отводил организации подпольных братств верующих. Структура в масштабе страны виделась ему растущей демократическим путём «снизу вверх» и исключающей какое бы то ни было сектантство: «Борясь за подлинную свободу совести, мы сейчас должны главные усилия направить: 1) На организацию тайных (не зарегистрированных в советских органах) церковных общин и братств; 2) На объединение этих братств в пределах каждой области и всей нашей страны; 3) На организацию областных и центральных органов управления братств и установление связи между ними и существующими открытыми организациями Церкви» [10].
Примечательно, что в конце обращения к христианам России 1961 г. братство вятских верующих призвало разорвать завесу лжи, сотканную публичными заявлениями за границей представителями Московской патриархии, о полной свободе совести и процветании Церкви в СССР: «Мы должны также поставить в известность западноевропейских христиан и восточных патриархов о массовом закрытии церквей и притеснении христиан в настоящее время в СССР. Для этого необходимо настоящее обращение и подобные материалы направить за границу» [11]. В начале 1963 г. братство послало первое письмо патриарху Алексию.
Талантовым был разработан демократичный Устав братства, принятый на общем собрании в марте 1960 года [12]. Он замышлялся им как образец при создании аналогичных структур по всей стране. Членом братства мог стать по добровольному желанию каждый православный христианин, исполняющий устав Русской православной Церкви и признающий епископов и священников, поставленных по закону. Каждый член братства должен сохранять в строжайшей тайне существование и членский состав братства, место и время собраний, всё то, что считается тайной братства. Каждый член братства даёт торжественное обещание не открывать этих тайн даже самым близким родственникам, строго сохранять эти тайны в случае ареста.
Цели братства: 1. Помогать материально христианам, находящимся в бедственном положении, и в первую очередь тем, которые подвергались или подвергаются угнетению и преследованию за веру Христову. 2. Утешать и ободрять скорбящих и колеблющихся, поддерживать больных и находящихся в заключении христиан. 3. Защищать и укреплять веру Христову среди колеблющихся, малодушных и маловерных христиан и среди молодёжи. Для выполнения этой цели члены братства должны объединять верующих в их борьбе за свои законные права, а также мужественно и решительно разоблачать среди верующих ложь антирелигиозной пропаганды и другие меры властей, направленные на разрушение Церкви. Особое внимание должно быть обращено на укрепление христианской семьи и христианское воспитание подрастающего поколения. Члены братства должны стремиться к тому, чтобы все христиане были не исполнителями только христианских обрядов и обычаев, но вели бы истинно христианскую жизнь. 4. Братья проводят с верующими индивидуальные и в малых группах беседы и чтения под видом семейных вечеров, прогулок. Распространяют духовную литературу и листовки. Работа среди верующих и методы этой работы должны обсуждаться на каждом собрании братства.
Члены братства делают в кассу ежемесячный взнос 5 рублей. Средства братства создаются также путём сборов среди верующих, продажи литературы, добровольных пожертвований и завещаний. Средствами братства может распоряжаться только общее собрание его членов. Для ведения дел братство избирает секретаря и помощника секретаря. Братство устанавливает связь и общение с христианскими союзами и братствами, находящимися в сёлах и городах России и за границей. Устав может изменяться и дополняться лишь на общих собраниях членов братства.
Сын Глеб и жена Нина Агафангеловна отговаривали Бориса Владимировича от нелегальной деятельности. Выдвигали серьёзный довод: опасно, могут обвинить в финансовых махинациях под видом тайных богослужебных занятий, в создании незаконной незарегистрированной организации. В конце концов, он внял уговорам и распустил своё Братство, раздав жертвователям деньги обратно (177 рублей). Документ из моего архива, свидетельствующий об этом, датирован октябрём-ноябрём 1963 г. [13]
Однако при этом Талантов не отказался от своей генеральной идеи спасения веры и Церкви с помощью организованных верующими братств. В своём проекте церковной реформы, составленном в 1965 г., он писал: «Постепенно от двадцаток следует переходить к регистрации всех членов церковной общины, с отметкой крещения, венчания и причащения каждого члена общины. Таким образом, современные неорганизованные церковные общины должны перейти в братства верующих, а Церковь – в союз братств» [14].
Перестав существовать как регулярная структура, братство, однако, не рассыпалось кто куда. Оно сохранило своё ядро. Более того, в ряды соратников Талантова вливались новые люди. Их подписи стоят под знаменитым Открытым письмом вятских верующих патриарху Алексию (июль 1966 г.) и другими петициями, написанными им.
Современный исследователь, автор монографии (2006) и Интернет-сайта о православных братствах Ф. А. Дорофеев (Нижний Новгород) предложил, по его словам, внутренне непротиворечивое, универсальное, краткое и достаточное определение братства. «Под братствами в наиболее общем смысле мы понимаем самоуправляющиеся организации мирян в рамках какой-либо религии, созданные вокруг своего храма (святилища) с религиозными и социально-бытовыми целями, закреплёнными в уставе или традиции. При этом практически все основные задачи как православных, так и зарубежных братств могут быть сведены к четырём направлениям работы: благотворительности, миссионерству, светскому и духовному образованию, церковно-устроительной деятельности» [15].
Братство вятских верующих, возглавляемых Борисом Талантовым, вышло далеко за рамки этих видов деятельности, поэтому ему трудно подобрать прямые исторические аналогии. Хотя сам Талантов неоднократно ориентировал своих собратьев на опыт первых христиан: «Православные христиане! Не падайте духом при виде массового закрытия и разгрома церквей. Отбросьте гибельный страх. Наступило время испытания твёрдости нашей веры. В первые века христианства верующих подвергали более жестоким мучениям, чем нас. Однако они, с Божьей помощью, устояли в вере и победили. Победим и мы, потому что с нами Бог!» [16]
И всё же первохристиане не были в лоне официальной Церкви, иерархия которой встала бы на путь сотрудничества с враждебным государством. Вятское братство не стремилось также «отрезаться» и спрятаться от государства и официальной Церкви, как это сделали в своё время, например, старообрядцы или общины ИПЦ. Напротив, целью его было, с одной стороны, активно воздействовать на власть, чтобы побудить её изменить свою политику. С другой стороны – своими обличениями соглашателей они стремились подвести Церковь к самоочищению и духовному выздоровлению, не порывая с ней.
Опыт и слово новомученика и исповедника Бориса Талантова и руководимых им вятских верующих являются актуальными и в наши дни, поскольку, несмотря на свободное существование Церкви в современной России, кризис приходской жизни не преодолён. Чаемое ими единство христиан всё ещё остаётся труднодостижимым идеалом. Неоценимы также нравственные уроки вятских борцов за Веру и Правду.
[1] http://www.krotov.info/spravki/persons/20person/talantov.html
[2] Останин Е. С. Дело Б. В. Талантова // Проблемы истории российских спецслужб / Отв. ред. В. А. Бердинских. – Киров-Вятка, 2004. – С. 123–130;
Он же. Нет пророка в своём отечестве: Б. В. Талантов как политический мыслитель // Личность и время. Материалы регион. научн. конф., посвящённой 180-летию со дня рождения П. В. Алабина. – Киров, 2005. – С. 23–26;
Он же. Спасённый храм. Эпизод истории сопротивления хрущёвскому антирелигиозному погрому на Вятской земле // Герценка: Вятские записки. – Киров, 2007. – Вып. 11. – С. 109–121;
Он же. Проект церковной реформы Бориса Талантова (1965 г.) // Православие на Вятской земле (к 350-летию Вятской епархии) : Материалы Межрегион. науч. конф., [Киров, 5 декабря 2007 г.] / Вят. епархия Рус. Православной Церкви, Вят. гос. гуманит. ун-т; ред. А. Балыбердин, С. Гомаюнов, А. Дудин, Ю. Балыбердин. – Вятка [Киров] : Буквица, 2007 (ООО «ОРМА»). – С. 223–231;
Он же. Дневники Б.В. Талантова 1943–1945 гг. // Ценности современной науки и образования: материалы международной научно-теоретической конференции, 3–4 апреля 2008 г. В 2 т. Т. 2. – Киров: Изд-во ВятГГУ, 2008. – С. 279–283.
[3] Епископ Поликарп управлял епархией в 1957–1962 гг.
[4] См.: Талантов Б. В. Моя борьба с нечестием духовенства. 1965 год. – Рукопись. – С. 109, 113, 115, 122.: Личный архив Е. Останина.
[5] Там же. С. 122-123.
[6] См.: Останин Е. С. Проект церковной реформы Бориса Талантова (1965 г.). Указ. соч.
[7] См.: Балыбердин А. Г., свящ. Безумие. Хрущёвские гонения на Вятской земле. – Вятка (Киров), 2006. – С. 72–81.
[8] Два письма – в местные инстанции, ещё два письма – в ЦК КПСС Н. С. Хрущёву, по одному письму - в Президиум Верховного Совета СССР, в Совет по делам Русской Православной Церкви и в газету «Известия».
[9] Б. В. Талантов. Обращения к христианам 1960 и 1961 гг. – Рукопись. – С. 16.: Личный архив Е. Останина.
[10] Б. В. Талантов. Христиане России! 1961 г. – Рукопись (машинописный вариант). – С. 30: Личный архив Е. Останина.
[11] Там же. – С. 31.
[12] См.: Б. В. Талантов. Обращения к христианам 1960 и 1961 гг. – Рукопись. – С. 17–20: Личный архив Е. Останина.
[13] Там же. – С. 2.
[14] Талантов Б. В. Моя борьба с нечестием духовенства. 1965 год. – Рукопись. – С. 146.: Личный архив Е. Останина.
[15] http://www.uic.nnov.ru/~dofa/br_termin.htm
[16] Призывы. Июнь 1961 г. // Б. В. Талантов. Обращения к христианам 1960 и 1961 гг. – Рукопись (листовка на вклейке). – С. 1.: Личный архив Е. Останина.