«Бог в Самом Себе есть жизнь Общины…»

06 октября 2009
В рамках XIX Международной конференции в Коломне 25 сентября состоялся семинар на тему «Созидание общей жизни в русской духовной традиции».
Н.Н. Неплюев с воспитанниками школы
Н.Н. Неплюев с воспитанниками школы

В рамках XIX Международной конференции «Дабы взиранием на Святую Троицу побеждался страх перед ненавистной рознью мира сего: общность, общение, община в современном мире» в Коломне 25 сентября состоялся семинар на тему «Созидание общей жизни в русской духовной традиции». Семинар подготовило Богоявленское малое православное братство из Коломны. В обсуждении темы приняли участие иеромонах Димитрий (Рябцев), священник Александр Кузнецов, ректор Коломенского государственного педагогического института А.Б. Мазуров, братья и сёстры из Коломны и Рязани.

Открывая семинар, иеромонах Димитрий (Рябцев) сказал: «Мы сегодня собрались, чтобы осмыслить тот опыт, который у нас накопился за последние годы (у некоторых – уже с 1992 г.) и актуализировать то, что будет сегодня услышано». В качестве эпиграфа к семинару о. Димитрий прочитал отрывок из того раздела «Миссионерской концепции РПЦ», который называется «Православное понимание миссии»:

«Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел Жизнь Вечную» (Ин. 3, 16) Отсюда смысл миссии Русской православной церкви в том, что она нацелена не только на передачу интеллектуальных убеждений, нравственных идеалов, но и на передачу опыта богообщения в жизни общины, существующей в Боге. Тринитарное понимание миссии предполагает, что задача миссии в проекции на человеческие отношений, которые существуют внутри Святой Троицы. Бог в Самом Себе есть жизнь Общины и Божье участие в истории направлено на приведение человечества и творения вообще в эту Общину самой жизнью Бога». О. Димитрий прочитал также опубликованные недавно в газете «Кифа» документы 1924 г.: представление еп. Крестецкого Серафима (исполнявшего в тот момент функции «тихоновского» архиерея Новгорода) Святейшему патриарху Тихону о назначении преосвященного Макария епископом Череповецким и письмо самого епископа Макария, в котором он просил патриаршего благословения на служение епископом-катехизатором и организатором христианских кружков «Ревнителей церковной жизни по завету Христовой любви». Еп. Макарий ссылался на собственный девятилетний опыт строительства братской жизни на сельских приходах, хотя и неудачный, но, тем не менее, убедивший его в правильности этого пути. За организацию христианских кружков и трудового братства в Нижегородской епархии епископ Макарий был дважды арестован, отбывал заключение на Соловках, в 1934 г. был сослан на пять лет в Северный край, где, по всей вероятности, и умер. Судьба членов трудового братства оказалась трагичной: отбыв положенные сроки на Севере, все они, скорее всего, были расстреляны в 1937 – 38 годах. Один из них – протоиерей Михаил Борисов в настоящее время канонизирован в лике новомучеников решением Синода 2001 г.

Это введение послужило камертоном для всего последующего обсуждения. С первым докладом на тему «Пример воцерковления детей в братстве Н.Н. Неплюева» выступила педагог воскресной школы Веры Заклякова. Она рассказала о духовном пути самого Николая Николаевича, о том, как складывались его отношения с учениками созданных им школ, о судьбе членов Крестовоздвиженского трудового братства: в конце 20-х некоторые погибли как жертвы репрессий или пострадали во время коллективизации, кто-то из бывших членов братства впоследствии проявил себя на ниве сельскохозяйственной науки, культуры и искусства. Лейтмотивом взаимоотношений в братстве была христианская любовь между его членами. В докладе много говорилось о том, как понимал эту любовь сам Н.Н. Неплюев. Он был готов бескорыстно дарить её внешне, казалось бы, «безнадёжным» ершистым подросткам, но тонко чувствовал границу, за которой «любовь» становится неполезной, прежде всего, для того, кого любят, когда она перестаёт возвышать и начинает развращать. Поэтому Н.Н. Неплюев был против «благотворительности» в тогдашнем (да и современном тоже!) понимании этого слова, несмотря на то, что это всегда было предметом разногласий внутри братства.

Следующим было сообщение Ирины Старцевой на тему: «Движение беседников как наследие преп. Серафима Саровского». Здесь очень важным был рассказ о личном опыте знакомства с современной общиной (движением) беседников и его духовником – ныне покойным прот. Павлом Алексахиным.

Доклад председателя Богоявленского братства Андрея Горячева «Что такое «родная жизнь»? (из опыта общины о. Сергия (Савельева))», был посвящен уникальному опыту созидания евангельской общинной жизни в тяжёлых условиях гонений от властей. Интересно, что остаток общины о. Сергия – несколько пожилых сестёр - сохранился до наших дней. О. Димитрий дополнил доклад Андрея рассказом о своей поездке в Фирсановку в середине 90-х годов и о встрече с «Катюней» - Екатериной Васильевной Савельевой, дочерью архимандрита Сергия и активной участницей общинной жизни.

За докладами последовала дискуссия. Один из вопросов касался различения понятий «монастырь в миру» и «иночество в миру», главным образом в связи с движением беседников. Мнения разделились: одни считали их общину примером монастыря в миру, другие склонялись к тому, что это и яркий пример иночества.

Одной из главных тем дискуссии стало обсуждение вопроса о. Александра Кузнецова – как сегодня привлечь человека в братство, в церковную жизнь. В самом деле, действительность церковной жизни сегодня такова, что даже много лет живущий, казалось бы, церковной жизнью человек продолжает внутри оставаться таким же, каким был до прихода в церковь, и даже внешняя его жизнь меняется незначительно. Эту проблему, имеющую место на большинстве приходов, не могут не видеть думающие священники. К сожалению, ответа на этот вопрос и эту проблему, такого ответа, который прозвучал бы во всей церкви, на сегодня нет. Но есть надежда на (немногочисленный пока в масштабах нашей церкви) опыт христиан, в наши дни живущих братской жизнью. В ходе дискуссии Андрей Горячев кратко рассказал о Преображенском Содружестве малых православных братств, прозвучали и личные свидетельства об опыте общения в общинах и братствах.

 

Пресс-служба Богоявленского братства
конец!