Блог священника Павла Адельгейма: О единении с Богом во Христе

Душе моя, восстани, что спишь!
Фото с сайта www.klin-demianovo.ru
Фото с сайта www.klin-demianovo.ru

С восьмого века Великий канон святого Андрея Критского стал жемчужиной христианского богослужения. Из года в год по всей земле собираются верные в храме, читают канон, воскрешая в сознании события и лица, исполнявшие замысел Божий о нашем спасении.

Согласно книге «Деяний святых апостолов», каждая проповедь начиналась изложением событий Ветхого Завета и завершалась спасением во Христе. Иудеи хорошо знали ветхозаветные события. В синагоге они читали и слушали о них каждую субботу. Напоминание не было информацией, но откровением смысла. Апостолы будили души памятью о Боге среди житейской суеты, звали возвести глаза к небу и просить прощения грехов, указывая путь для встречи с Богом и единения с Ним. Речи о единении с Богом странно звучали для иудеев. Они понимали, что такое праведность и старались праведно жить. Они знали о созерцаниях, которых удостоился Моисей и пророки. Но единения с Богом иудеи не понимали. Они растерялись, когда Христос привёл им слова «Я сказал: вы – боги». Слова знакомые. Они читали эти слова в Священном Писании, но принимали не в том смысле, который открыл Христос. Во Христе не на словах, а в действительности открылось единение человека с Богом. Он соединил Своё Божество с падшим человечеством и преобразил человеческое естество. С тех пор изменилась задача духовной жизни. Прежде человек плакал о грехах и приносил за них жертвы. После воплощения Христа, для человека возможно единение с Богом.

Произнося эти слова, мы тоже теряемся, как древние иудеи. Как это: я, одержимый грехами и немощью, могу соединиться с Богом? Условием единения является телесное приобщение ко Христу. Единение возможно, ибо Бог соединил Свою природу с человеческой. Это означают слова Символа Веры: «нас ради человек и нашего ради спасения, сошедшего с небес и воплотившегося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечившегося». Воплощение означает, что Христос, оставаясь тем, кем Он был – истинным и совершенным Богом, приходит к нам на землю и становится тем, кем Он не был – истинным и совершенным Человеком.

Он воспринимает не первозданную природу – нетленную и безгрешную. Он воспринимает природу, какой она стала ко времени Его пришествия: передаваемая из рода в род потомкам согрешившего Адама. Её причастниками были иудеи и не иудеи, праведники и грешники. Моавитянка Руфь и Раав блудница, согрешивший Давид и пророки. Такой воспринял Христос от Пресвятой Девы человеческую природу. Восприняв человечество, Христос в Себе Самом соединил его с Божеством, преображая в новую, нетленную природу, предназначенную к воскресению из мёртвых.

Воскресший Христос возносит человеческую природу к Престолу Вседержителя, где пребывает в равной славе с Отцом. Что значит восхождение Христа на небо? Мы знаем, что Христос всегда пребывает с Отцом и Духом. «Во гробе плотию, во аде же с душою, яко Бог, в раю с разбойником и на Престоле был, Христе Боже». Почему же церковь установила особый праздник Вознесения Христа на небо? В чём смысл Вознесения? Христос всегда пребывает на небесах с Отцом и Духом Своей божественной Сущностью. Теперь Христос восходит на небо, вознося в Себе Самом иную сущность – человеческую природу. Он воплотился не на время, а навсегда, соединив Себе человеческое естество. Так говорит Халкидонский догмат об образе соединения Божества и человечества во Христе: «неслитно, нераздельно, неизменно и непреложно». В этих антиномических категориях раскрывается единство человека с Богом. На землю сошёл Отчее Слово, Христос – истинный Бог наш. Вознесся на небо Богочеловек Иисус Христос.

Каждый из нас – кающийся грешник, ищущий возрождения и спасения во Христе. Апостол Петр называет христиан «Причастниками божеского естества». Наша природа приобщается к нетленной природе Богочеловека. Мы приобщаемся Христу не потому, что каемся в грехах. Напротив, покаяние свидетельствует о пробуждении и возрождении души. Христос касается ищущей души и привлекает к Себе.

О времени поста церковная песнь говорит: «днесь весна душам». Вся природа пробуждается после зимы. Раскрываются почки и листья, расцветают цветы. Так оживает человеческая душа, приобщаясь к божественной жизни, омываясь покаянием. Наступающая седмица посвящена покаянию. Нужно вслушаться в слова: «Душа моя, душа моя, восстань, что спишь?» Это Христос стучится в нашу душу, чтобы мы отворили Ему двери, разделили с Ним свою тайную вечерю и обрели себя во Христе.

www.adelgeim.livejournal.com
загрузить еще