«Без веры, царя и отечества…»

05 июня 2018
4 июня прошел круглый стол, на котором известные российские историки, богословы, краеведы, священники из Санкт-Петербурга, Москвы и Екатеринбурга поделились своими размышлениями о причинах и последствиях убийства последнего Российского императора Николая II и его семьи
Круглый стол, телемост. Санкт-Петербург
Круглый стол, телемост. Санкт-Петербург

В рамках круглого стола состоялся телемост, соединивший в этот вечер два города, сыгравших решающую роль в судьбе царской семьи – Санкт-Петербург, бывшую столицу Российской империи, и Екатеринбург, где оборвалась жизнь членов царской династии. Участники и гости круглого стола в екатеринбургском Духовно-просветительском центре «Царский» и петербургском конференц-зале «Biblioteka» попытались ответить на вопросы, которые встают перед нашим обществом и народом в год столетия гибели царской семьи.

Телемост. Екатеринбург
Телемост. Екатеринбург

Открывая работу телемоста, иерей Даниил Рябинин, руководитель Миссионерского отдела Екатеринбургской епархии, в прямом включении у Храма-на-Крови, назвал место убийства царской семьи русской Голгофой, где в дни памяти собираются тысячи людей, чувствующих свою ответственность за трагедию, произошедшую сто лет назад.

Что это было: казнь или беззаконное убийство?

Сергей Фирсов, доктор исторических наук, профессор Санкт-Петербургского университета, автор книги «Николай II: Пленник самодержавия» отметил, что по всем юридическим нормам невозможно расценивать это злодеяние как политическое убийство, но лишь как уголовное преступление. «Для нас принципиально назвать людей, преступивших закон, уголовниками», – подытожил свою речь историк.

 

Сергей Фирсов, д. ист. наук, профессор Санкт-Петербургского университета
Сергей Фирсов, д. ист. наук, профессор Санкт-Петербургского университета

Вспоминая события столетней давности, Кирилл Александров, кандидат исторических наук, старший научный сотрудник энциклопедического отдела Института филологических исследований Санкт-Петербургского государственного университета назвал убийство царской семьи преступлением, которое «связало большевиков кровью».  Лето 1918 года стало для красной армии сложным в военном плане периодом – была угроза поражения в гражданской войне. Но, убив царскую семью, большевики, связанные этим преступлением, понимали, что назад им уже дороги нет.

Кирилл Александров, к. ист. н., старший научный сотрудник энциклопедического отдела Института филологических исследований Санкт-Петербургского государственного университета
Кирилл Александров, к. ист. н., старший научный сотрудник энциклопедического отдела Института филологических исследований Санкт-Петербургского государственного университета

Как сегодня в нашей жизни сказываются последствия трагедии, совершившейся 100 лет назад?

Важность справедливой оценки самого факта убийства и роли его исполнителей отмечали и другие участники круглого стола. Так Николай Неуймин, заведующий отделом истории династии Романовых Свердловского областного краеведческого музея, напомнил собравшимся, что исполнителям убийства впоследствии была уготована блестящая карьера при коммунистическом режиме. Отголоски этому мы можем видеть и сегодня – достаточно посмотреть, где находятся могилы цареубийц. Григорий Никулин похоронен на Новодевичьем кладбище, а прах Якова Юровского до сих пор находится практически на территории Донского монастыря, в непосредственной близости от действующего храма. Без осуждения всего коммунистического и покаяния у нашей страны нет ни настоящего, ни будущего.

Евгения Парфенова, член Свято-Елизаветинского малого православного братства заметила, что убийство царской семьи – драма, положившая начало беззаконию, гражданской войне, большому террору, отпечаталась даже на лицах людей. Достаточно сравнить фотографии людей до и после 1917 года. И сейчас стоит вопрос о преодолении последствий того времени, поскольку мы живем в стране, где не названы преступники, где добро не отделено от зла и в обществе даже не ставится такая задача. Имя нашего города изменилось, но область до сих пор носит имя ответственного за это убийство Якова Свердлова. Общество достигнет большего духовного здоровья, если имена палачей и символы коммунистической антинародной власти исчезнут из названий городов и улиц.

Священник Даниил Рябинин, руководитель Миссионерского отдела Екатеринбургской епархии, Светлана Быкова, к. ист. н., доцент кафедры регионоведения Уральского Федерального университета, Олег Глаголев, председатель Свято-Елизаветинского малого православного братства. Екатеринбург
Священник Даниил Рябинин, руководитель Миссионерского отдела Екатеринбургской епархии, Светлана Быкова, к. ист. н., доцент кафедры регионоведения Уральского Федерального университета, Олег Глаголев, председатель Свято-Елизаветинского малого православного братства. Екатеринбург
Евгения Парфенова, член Свято-Елизаветинского малого братства
Евгения Парфенова, член Свято-Елизаветинского малого братства

Олег Глаголев, председатель Свято-Елизаветинского малого православного братства, добавил, что одним из последствий убийства царской семьи стало ошельмование самой идеи легитимной, справедливой всеми признанной государственной власти. В характере нашего народа появились по отношению к правителям вместо уважения одновременно и презрение, и низкопоклонство. И увеличился разрыв между властью и народом.

Олег Глаголев, председатель Свято-Елизаветинского малого братства. Екатеринбург
Олег Глаголев, председатель Свято-Елизаветинского малого братства. Екатеринбург

Что значит убийство монарха для государства, народа и Церкви?  

По мнению Светланы Быковой, кандидата исторических наук, доцента кафедры регионоведения Уральского Федерального университета, в 1918 году Россия оказалась без хозяина, и бесхозяйственность стала отличительной чертой жизни в Советском союзе на протяжении последующих десятилетий. Но уже в 1930-е годы в народе стали звучать положительные оценки жизни при царе, что расценивалось властями, естественно, как антисоветская пропаганда.

Сергей Беляков, кандидат исторических наук, заместитель главного редактора журнала «Урал» привел в пример две модели развития государственности, берущих свое начало в Киевской Руси. Несмотря на то, что Западные земли переняли от Литвы и Польши более либеральные формы правления, сильное государство сложилось на Востоке. Сама история показала обоснованность автократии и, не исключено, что она еще вернется в нашу страну.

Светлана Быкова, к. ист. н., доцент кафедры регионоведения Уральского Федерального университета, Сергей Беляков, к. ист. н., заместитель главного редактора журнала «Урал», Олег Глаголев, председатель Свято-Елизаветинского малого православного братства. Екатеринбург
Светлана Быкова, к. ист. н., доцент кафедры регионоведения Уральского Федерального университета, Сергей Беляков, к. ист. н., заместитель главного редактора журнала «Урал», Олег Глаголев, председатель Свято-Елизаветинского малого православного братства. Екатеринбург

Ректор Свято-Филаретовского православно-христианского института, профессор, священник Георгий Кочетков назвал убийство царя «плодом ненависти большевиков к России, ее главе и русскому народу». «Для нас сейчас важно понять, какие процессы привели к этой ненависти?.. Кто виноват? Только ли те, кто непосредственно участвовали в преступлении? Или тот, кто ему не сопротивлялся? Кто отводил глаза, при разговоре о том, что царь убит?» – подчеркнул отец Георгий.

Священник Георгий Кочетков, ректор Свято-Филаретовского института
Священник Георгий Кочетков, ректор Свято-Филаретовского института

Дмитрий Каштанов, директор Бюро исторических исследований, член Свято-Екатерининского малого православного братства, рассказал, что во время подготовки видеоинтервью для этого круглого стола в ответ на вопрос «кто виноват в убийстве царской семьи?» абсолютное большинство ответило: «большевики»,  но не только. До 2 марта 1917 года царь был частью каждого подданного Российской империи. Ему приносили присягу – клялись в верности. И вот сто лет назад этот обет верности был нарушен, произошло нравственное падение человека. И историческая память об этой вине жива в народе до сих пор, пусть и где-то подспудно.

Дмитрий Каштанов, директор Бюро исторических исследований
Дмитрий Каштанов, директор Бюро исторических исследований

Организаторами телемоста «Без веры, царя и отечества» в Екатеринбурге выступили Миссионерский отдел Екатеринбургской Епархии, Свято-Екатерининское и Свято-Елизаветинское малые православные братства. В Санкт-Петербурге встреча прошла в рамках цикла исторических дискуссий «Столетние юбилеи: Исторические беседы», посвященных событиям, имевшим место в России 100 лет назад и повлиявшим на судьбу страны и народа, и организованных Культурно-просветительским центром «Покровский остров».

Мария Мельникова

 

Фото Александра Волкова, Игоря Хмылева, Алены Клементьевой

Юлия Балакшина, д.филол.н., ученый секретарь СФИ, ведущая круглого стола в Санкт-Петербурге
Юлия Балакшина, д.филол.н., ученый секретарь СФИ, ведущая круглого стола в Санкт-Петербурге
Екатеринбург на связи
Екатеринбург на связи
Круглый стол в Санкт-Петербурге
Круглый стол в Санкт-Петербурге
загрузить еще