«Без памяти нет сознания, а без сознания нет человека…»

07 ноября 2013
По приглашению братства во имя святителя Тихона Задонского Воронеж посетил писатель, поэт, председатель Комиссии по творческому наследию репрессированных писателей России Виталий Александрович Шенталинский

По приглашению братства во имя святителя Тихона Задонского 26-28 октября Воронеж посетил писатель, поэт, председатель Комиссии по творческому наследию репрессированных писателей России Виталий Александрович Шенталинский.

За короткий промежуток времени состоялось несколько встреч писателя с горожанами и братчиками. В книжном клубе «Петровский» прошел творческий вечер, а на следующий день в Воронежской областной универсальной научной библиотеке состоялся вечер, посвященный Всероссийскому дню памяти жертв политических репрессий «И свет во тьме светит». Вот некоторые моменты бесед, встреч, которыми хотелось бы поделиться в первую очередь.

Посещение Воронежа совпало с проходящей в Благовещенском кафедральном соборе выставкой «Non licet vos esse»,посвященной 90-летию изъятия церковных ценностей. На творческом вечере писатель делился впечатлениями после ее посещения: «На выставке об изъятии церковных ценностей я все рассматривал лица людей на фотографиях. Это и простые, возмущенные люди, и красноармейцы. Я вглядывался в их лица и думал: понимают ли они, что происходит? Некоторые из них бессмысленно улыбаются – ведь они не знают, каким будет ХХ век – с военным коммунизмом, коллективизацией, репрессиями. И я подумал: «А мы-то понимаем, что происходит сегодня?»

В воронежской части выставки шла речь об архипастырях – священномучениках и исповедниках веры, служивших в Воронеже в двадцатые годы. На прогулке с писателем мы отыскали дом, где в середине 20-х годов XX века жил священномученик Петр (Зверев). Приехав помогать митрополиту Владимиру (Шимковичу) бороться  с обновленческим расколом, после смерти владыки в 1926 году по всеобщему ходатайству церковного народа он остался в городе и возглавил воронежскую кафедру. Сейчас его дом выкуплен Воронежской и Борисоглебской епархией. После реставрации в нем планируется организация церковно-исторического музея. На фотографии видно, что это скромный двухэтажный дом.

Виталий Александрович живо интересуется всем, проявляет внимательность и интерес в беседе, переспрашивает, уточняет, фотографирует… А когда увидел портрет Антония Сурожского (Блума), то моментально вспомнил об их встрече.

 

О митрополите Антонии (Блуме)

Встреча произошла в январе 1991 года, в Лондоне. «Меня поразил владыка Антоний. Я был потрясен простотой обстановки, в которой он живет: как сельский священник где-нибудь в Архангельской области, в Каргополе. Говорил он также без показного внешнего величия, очень сокрушался, что церковь разделена, что люди, живущие рядом друг со другом, отдаляются из-за того, что ходят в разные церкви (РПЦ МП и РПЦЗ – прим. ред.), перестают дружить, их отношения мельчают. А при встрече переходят на другую строну улицы. И владыка говорил об этом с сожалением, но без ожесточения».

Разговор Виталия Александровича с митрополитом Антонием, главным образом, шел на тему репрессий, которая владыку очень волновала. В то время  в Советском Союзе происходили перемены: открывались архивы Лубянки, всплывала правда, был организован «Мемориал»… Митрополит Антоний вспоминал своих знакомых, которые пострадали от репрессий, о том, как НКВД-КГБ под разным видом засылали в церковь своих сотрудников.

«Владыка Антоний произвел сильное, светлое впечатление и удивил своей сдержанностью. Марина Цветаева говорила: «Люблю сдержанных людей: есть что сдерживать», – цитирует Виталий Александрович любимого поэта.

 

О формуле жизни

Виталий Александрович считает, что каждому человеку нужно постараться угадать Божий замысел, попытаться ответить на вопрос: каким его задумал Бог. Важно понять этот замысел о себе и следовать ему: «Отчасти я угадал замысел в детстве. Мне было всегда важно в жизни узнать то, чего не знают люди, и рассказать им об этом. Детская мечта, которая оказалась формулой всей жизни».

Первую часть жизни Виталий Шенталинский посвятил Арктике. «Это была удивительная жизнь. Я два раза зимовал на острове Врангеля, ездил в экспедиции на Землю Франца-Иосифа и Северную Землю. Мы изучали мир Арктики – китов, моржей, белых медведей, птичьи базары». Это был шаг в неведомое по горизонтали, в пространстве. Вторым шагом в неведомое – на этот раз во времени – было прикосновение к неоткрытым архивам Лубянки, касающимся нашей литературы.

Результатом труда в архивах и последующей исследовательской и литературной работы (она заняла двадцать лет) стала трилогия «Рабы свободы», «Донос на Сократа» и «Преступление без наказания». Книги посвящены писателям, поэтам, мыслителям, пострадавшим от советского террора, – в свете новых открытий, которые удалось сделать.

Виталий Александрович признается, что долго не мог закончить трилогию: было много вариантов концовки. «Однажды мне приснился сон – два слова: «Над бездной». Проснулся, думаю: конечно же все мои герои жили и творили над бездной. Но есть там в конце какое-то многоточие. Я снова уснул и услышал концовку – «Над бездной… можно только лететь». Герои моей книги – таланты, они летели на крыльях своего дара над бездной истории».

 

Об Осипе Мандельштаме

Один из героев трилогии Шенталинского – Осип Мандельштам.

Как-то Виталий Александрович получил по почте копию изданной в Париже почтовой открытки с фотографией, на которую Осип Мандельштам попал совершенно случайно. Дело было 1 февраля 1908 года возле Нотр-Дама на похоронах кардинала Ришара, архиепископа Парижского. Профиль молодого Осипа Мандельштама на переднем плане выделяется из черной толпы, голова у него вскинута. Поэт купил эту открытку и прислал матери: «Дорогая мамочка! Посылаю тебе свою физиогномию, которая совершенно случайно запечатлелась на этом снимке. Можно сказать, что я обернулся нарочно, для того чтобы послать вам свой привет. Ося». Этот образ – вдохновенного выскочки из толпы – останется  на всю жизнь.

У Мандельштама есть стихотворение об этих похоронах – уникальный кадр: сфотографировано, как во время похорон у поэта зрело стихотворение.

«Поэзия есть сознание свой правоты», – писал Осип Мандельштам.

Все знают знаменитое стихотворение «Мы живем под собою не чуя страны…» – против Сталина, за которое поэт получил ссылку в Чердынь, потом в Воронеж, на несколько лет. С этим стихотворением у Виталия Александровича связаны свои размышления и находки.

В следственном деле Осипа Мандельштама, хранящемся на Лубянке, была рукопись стихотворения «Мы живем под собою не чуя страны…». Вместо известной нам строчки «Тараканьи смеются усища» мы читаем там: «Тараканьи смеются глазища». По требованию следователя во время допроса Мандельштам написал это стихотворение без единой помарки, зная, что за него он может лишиться жизни. «По-моему, «тараканьи смеются глазища» – это страшный сюрреалистический образ, нечто инфернальное, а «усища» – просто смешно», – рассуждает Виталий Александрович.

Арестованный через год после ареста Мандельштама Лев Гумилев по требованию своего следователя написать это крамольное стихотворение, тоже пишет про «глазища», от страха забывая слово «тараканьи»… (как «забыл» и несколько других строк). Значит Мандельштам, когда читал это стихотворение в доме матери Гумилева – Анны Ахматовой -- на Фонтанке, употреблял именно это слово – «глазища».

Рассуждая о языке, Виталий Александрович вспоминает свой поэтический путь. Когда-то давно он писал довольно длинные стихотворения, но с годами пришло понимание, что мысль можно выражать лаконичнее, и он перешел сначала на четверостишия, а затем – на двустишия. И даже на одну строку! Такие свои произведении Виталий Александрович называет возгласами.

 

Не в ад, а над!

Не потОм, а пОтом!

«Я стремлюсь достичь более глубокого взаимодействия с языком, ведь в нем, в языке, в слове заключена колоссальная энергия и мудрость. И можно эту энергию расщепить, как атом».

 

Об Андрее Платонове

Об «усилении электронного пульса атомов» писал другой воронежец – Андрей Платонов.

Архивисты Лубянки однажды показали Виталию Александровичу  папку «Неизданные произведения Андрея Платонова, изъятые при обыске». Там находились известные, опубликованные повести – «Ювенильное море», «Джан»… Но была среди них и неизвестная рукопись – «Технический роман», с подзаголовком: «Выписки из рукописи неопубликованного романа». По рассказу архивиста Виноградова, когда-то он просто переставил эту папку, когда она предназначалась на уничтожение, на другую полку. Так одно движение руки спасло рукопись.

«Технический роман» был впервые опубликован в годы перестройки в журнале  «Огонек», в рубрике «Хранить вечно», которую вел Шенталинский, а потом издан отдельной книжкой.

 

Болезнь исторического беспамятства

Виталий Александрович говорит афоризмами. Во время встречи с ним постоянно хочется записать только что произнесенную им фразу – настолько его мысли лаконичны и вызывают отклик. Вот одна из них: «Без памяти нет сознания, а без сознания нет человека».

Виталий Шенталинский уверен, что мы до сих пор не избавились от болезни исторического беспамятства. И его книги – посильное от нее лекарство. Остается сожалеть, что в России не было отечественного Нюрнберга. Однако то, что происходит в разных городах нашей страны 30 октября – это и есть наш посильный Нюрнберг, духовное сопротивление беспамятству.

 


Виталий Александрович Шенталинский
Виталий Александрович Шенталинский
Виталий Шенталинский с куратором выставки «Non licet vos esse» в Воронеже Ниной-Инной Ткаченко
Виталий Шенталинский с куратором выставки «Non licet vos esse» в Воронеже Ниной-Инной Ткаченко
Дом свщмч Петра (Зверева). Современный адрес – ул. Пролетарская, 38
Дом свщмч Петра (Зверева). Современный адрес – ул. Пролетарская, 38
На творческом вечере в книжном клубе «Петровский»
На творческом вечере в книжном клубе «Петровский»
Осип Мандельштам
Осип Мандельштам
Осип Мандельштам (внизу) на похоронах католического епископа в Париже  в 1908 г.
Осип Мандельштам (внизу) на похоронах католического епископа в Париже в 1908 г.
Осип Мандельштам на похоронах католического епископа в Париже  в 1908 г. (фрагмент)
Осип Мандельштам на похоронах католического епископа в Париже в 1908 г. (фрагмент)
Дело Осипа Мандельштама
Дело Осипа Мандельштама
Андрей Платонов
Андрей Платонов
Андрей Платонов - фото из дела
Андрей Платонов - фото из дела
Малое православное братство во имя свт. Тихона Задонского
Фото В.А. Шенталинского – Юрий Крапивин
загрузить еще