Без чего оглашаемый не сможет жить по вере

Владимир Якунцев, катехизатор и преподаватель катехетики, рассказывает о предстоящей конференции
Владимир Якунцев
Владимир Якунцев

16 мая открывается трехдневная конференция по катехизации «Традиция святоотеческой катехизации. Керигматическая проповедь о Христе для “слушающих” и “просвещаемых”». Это уже седьмая конференция по катехизации, которую проводит Свято-Филаретовский институт, собирая на нее священников и мирян из России и других стран, всерьез заинтересованных в возрождении святоотеческих традиций подготовки взрослых к Крещению.

Накануне конференции мы попросили председателя оргкомитета конференции Владимира Якунцева рассказать о предстоящем форуме.

– Тема конференции – керигматическая проповедь о Христе для «слушающих» и «просвещаемых». О чем пойдет речь на конференции с таким названием?

Владимир Якунцев: «Керигма» – это термин раннехристианской церкви, означающий не только совокупность базовых утверждений христианства, но и официальное провозглашение, которое совершает глашатай, то есть человек, уполномоченный возвестить всем некие важные вещи, некие определяющие факты. Это не кодекс, не доклад, не чье-то размышление или мнение, керигма – это совершенно четкая, ясная весть, которая всех, кто ее слышит, ставит в достаточно понятную, но, может быть, иногда и трудную ситуацию – ситуацию выбора. Можно или послушаться того, что возвещается, или не послушаться, третьего не дано. И керигма – это то, что произносится «со властью»*.

В Священном писании «проповедь» и «керигма» – фактически синонимы: во многих местах, где по-русски стоит слово «проповедь», в греческом оригинале – «керигма».

Также кергима – это та часть учения о Христе, которую, согласно Его завету **, должны возвестить все верные члены Церкви всем людям. Она должна быть известна всем, при этом все ее должны услышать не как нечленораздельный набор звуков, а как внятную весть, понятную, соотносимую с живым опытом людей – современников этих верных членов Церкви. Это обязанность всех христиан, это их ответственность. И есть, в отличие от керигмы, тайная часть церковного учения (догматы), восприятие которой связано с некой подготовкой, с необходимостью очищения, исправления жизни, о которой в общем-то запрещено рассказывать неподготовленным. Эта граница очень четко прослеживается…

Очень важно, чтобы керигма, слово о Христе было полным, ставило определенные акценты, было понятным и актуальным для современных людей, а также было действенным. И это слово должно звучать на катехизации для слушающих и для просвещаемых***. С выполнением всех этих требований существуют трудности, проблемы. И конференция собирается для того, чтобы попробовать все эти проблемы, если не решить, то, во всяком случае, продвинуться в их разрешении. Но, конечно, это даст плод и в вопросах миссии, потому что керигма начинает звучать уже тогда, когда мы начинаем миссионерствовать.

– Чем вызвана необходимость рассматривать именно эту тему? Ведь уже была конференция, посвященная, например, оглашению «слушающих», а также конференция, посвященная основному этапу, т.е. оглашению «просвещаемых»…

– Дело в том, что обозначились некоторые сложности в том, насколько оглашение центрируется на Христе и как оглашаемые Его воспринимают. С точки зрения прописанных правил, оглашение не может не быть христоцентричным. Но, оказывается, что на практике это получается с большим трудом. Почему так происходит? На этот вопрос необходимо найти ответ, так как если оглашаемому не удается прийти к тому восприятию Христа, которое имеет в виду церковная традиция, он не может принести покаяние за всю жизнь и, соответственно, не может изменить свою жизнь в соответствии со своей верой.

Жизнь по вере во Христа связана со следованием за Ним, с ученичеством у Него. И если нет Его принятия, тогда жизнь по вере невозможна. Вера вырождается в некую философию, не связанную с жизнью, в некий набор каких-то, может быть, даже полезных правил, условностей. А ведь самое главное, чтобы за время катехизации оглашаемый действительно стал реальным учеником Христа и через это приобщился к дарам Его служений. Другого пути мы просто не знаем.

Именно в связи с обозначенными вопросами возникла необходимость в том, чтобы провести конференцию на эту тему.

Эта тема, безусловно, будет актуальна для всех, кто занимается катехизацией. Потому что это общие трудности для всех катехизаторов во все времена: актуализировать керигму, слово о Христе и с точки зрения смысла, и с точки зрения духа. Это всегда творческая задача, она всегда нова. И мы как раз собираемся для того, чтобы сделать духовное и интеллектуальное усилие для того, чтобы постараться решить эту задачу в современных российских условиях.

– Кого собирает конференция, кто в ней будет участвовать?

– Ее участниками будут практикующие катехизаторы нашей церкви, которые стараются воплотить в своей практике святоотеческие принципы катехизации и понимают остроту проблемы, которой она посвящена. Поэтому конференция будет очень интересная, это уже точно можно сказать: хотя бы потому, что ее участники не кабинетные ученые, которые обсуждают теорию, а практики, которые стараются осмыслить свой опыт. Осмыслить, найти решения проблемы и воплотить их на практике.

– Спасибо.

По итогам конференции планируется издание сборника ее материалов.

* «Сие говори, увещевай и обличай со всякою властью, чтобы никто не пренебрегал тебя» (Тит 2:15).

** «Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам» (Мф 28:19-20).

*** «Слушающие» (в святоотеческой традиции катехизации) – оглашаемые, проходящие первый этап катехизации; они уже могут исповедать свою веру во Христа и желают катехизации для полноты воцерковления.     
«Просвещаемые» (в западной традиции – «избранные» или «стремящиеся») – оглашаемые второго или основного этапа катехизации (длится 40-50 дней), цель этого этапа – помочь оглашаемому, осознавшему свое рабство греху и злу вообще и наличие собственного «идола», в частности, обрести свободу, отречься от сатаны и сочетаться с Христом, принести Ему обет верности.

Беседовала Дарья Макеева
конец!